Изменения не связанные с фгос

МБОУ «СОШ с УИОП №7»

« Изменения в деятельности учащихся и их

родителей в условиях введения ФГОС.»

Хололенко Светлана Антоновна.

г.Кашира 2012 г. 

Содержание.

        I .Вступление.

       II.Основная часть:  

1.Изменения в деятельности учащихся в условиях ФГОС.

2.Изменения в деятельности родителей в условиях введения ФГОС.

III.Заключительная часть:

Модель выпускника начальной школы.

По данным международного исследования образовательных достижений PISA, российские школьники занимают 41-43 место среди 65 стран. Однако наше образование и специалисты ценятся в мире. В чем же причина таких низких рейтингов?

В тестировании PISA для стран, входящих в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), Россия участвует вот уже 10 лет. И за это время выше 29 места российские учащиеся не поднимались. Лучше нас по результатам тестирования учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии. Почему? Эксперты, устраивавшие тестирование в школах, объясняют: все дело в активном и пассивном запасе знаний. Ситуация та же, что и с иностранным языком. Чтобы оперировать каким-то данными и успешно претворять в жизнь знания, не нужно их заучивать. Нужно тот объем, которым владеешь, использовать в реальной жизни. И в нем нет заданий, которые можно решить, просто запомнив формулы. Тестирование проверяет способности к логическому и вместе с тем нестандартному мышлению.

Что нам для победы надо.

Разумеется, ни 43 из 65 место по читательской грамотности, ни подобные места по остальным дисциплинам устроить не могут. Причина таких рейтингов – не зашоренность учителей и тем более не глупость российских школьников. Эксперты говорят –«Нужна революция в головах.» Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча: « Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.»

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего  образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс  к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Цель образования РФ- «Наиболее полное гармоничное развитие личности интегрированной в мировую и национальную культуру,обладающей ключевыми компетентностями,способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.»

Т .е.Должна случиться самореализация личности, а значит по старому учить нельзя! Ребёнок ничего никому не должен, в конституции написано,ребёнок «имеет право на образование»,а хочет он или не хочет реализовывать это право-это вопрос. Надо ,чтобы ребёнок хотел получать это образование.

Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль.  Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный  - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

Изменения в деятельности обучающихся.

Изменения коснулись не только деятельности педагогов,но и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь ребенка.

Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. "Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!" Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. Поменьше брать на себя,давать больше самостоятельности. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

 «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна,которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Как проходит обычный урок, например, по природоведению или «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 1.

Характеристика изменений в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС.

Предмет изменений

Деятельность обучающегося до введения ФГОС

Деятельность обучающегося после введения ФГОС

Вид деятельности

Педагогическая ценность до введения ФГОС:Точность воспроизведения фактов.

Главный критерий:эффективность урока.

Реакция детей-не слушают друг друга.

Педагогическая ценность после введения ФГОС:самостоятельность.

Главный критерий:вовлечение в работу,проблема,детская самодеятельность.

Реакция детей-слушают друг друга,так как надо доказывать правильность.

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)  

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания

 (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля

 и самооценки

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.

Что изучается с использованием ИКТ?

         Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. Компьютер и другое цифровое оборудование должно стать наравне с тетрадкой и ручкой. Школьник будет учиться искать информацию в Интернете, фиксированию на видеокамеру образов окружающего мира, подготовке выступлений с мультимедийной поддержкой. Работа на уроке с компьютером   предусматривает не более 15 минут.

Что такое информационно-образовательная среда?

ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.

Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Для родителей это - прежде всего, электронный журнал, домашнее задание ученика, расписание, связь с учителем по электронной почте. Для учителя – это связь с учащимися при дистанционном обучении (актированные дни, болезнь, карантин) и первый помощник на  уроке и при подготовке к уроку. Для ученика – это доступ к образовательным ресурсам.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборов информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Процесс обучения дифференцированный.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Задания стали разноуровневыми, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников).

Проектная деятельность.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присуще отличительные особенности:
– наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения поставленных целей и задач;
– самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы;
– самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление;
– творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат, изделие, модель, альманах, мультимедийная презентация и т.п.);
– презентация «продукта» и его социальной значимости;
– наличие сопровождающей и отчетной документации;
– рефлексия собственной деятельности.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.

Оценивание результатов деятельности, методы системы оценивания.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности

И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении:
- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;
- волшебные линеечки подробно описанные в книге Оценка без отметки Г.А. Цукерман;
- Листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;
- листы наблюдений и др.

Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:
1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям (таблица 1).
2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.
3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.
Лист наблюдений. Таблица 1.
I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:
- приобретение знаний,
- понимание знаний,
- применение знаний,
- анализ,
- синтез,
- оценка, самооценка
- диалектичность мышлений,
- метазнаниеНаблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
- инициативной творческой работы
II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков.
III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков.
IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
- формулировать вопрос, ставить проблему;
- вести наблюдение;
- планировать работу;
- собрать данные;
- зафиксировать данные;
- упорядочить и организовать данные;
- интерпретировать данные;
- представить результаты или подготовленный продукт .Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- направляемого учителем мини-исследования;
- группового мини-исследования;
- самостоятельного мини-исследования;
дополняются самооценкой учащихся
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся.

         Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 2.

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС. 

Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;

• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы

Родители — важные участники образовательного процесса, они являются заказчиками, и в то же время создают в семье среду, благоприятствующую обучению и воспитанию дете

      Родители — именно те люди, которые во взаимодействии со школой берут на себя роль по поддержке молодого поколения, важно, чтобы их усилия согласовывались с работой учителей, это одна из задач новых ФГОС., Возможны следующие рекомендации:

1. Доводить до родителей содержание и результаты активности школы по заботе о здоровье учащихся.

2. Согласовывать с родителями направления и содержание деятельности по обучению детей достойному и нравственному поведению.

3. Согласовывать с родителями содержание и направления деятельности по созданию условий для развития способностей детей.

4. Родители и учителя нуждаются в согласовании позиций о том, что именно в навыках, важных для самостоятельной жизни воспитывает семья, что — школа, как они могут не конкурировать, а дополнять друг друга.

5. В совместном диалоге необходимо расширять представления родителей о формах и методах их участия в образовательном процессе.

6. На педагогических всеобучах расширять представления родителей о формах и методах их влияния на детей, разнообразить репертуар реакций родителей на проблемные взаимоотношения с ребенком.

7. Организовать поддержку родителей в определении возможных направлений сотрудничества и зон взаимодействия со школой — образование дружелюбной обучающей среды и различных дополнительных мероприятий, помогающих детям осваивать знания, повышать познавательные и социальные компетенции.

8. Помочь коллективам ОУ выбирать такие формы взаимодействия, которые помогли бы родителям сочетать свою занятость на рабочем месте с сотрудничеством со школой.

9. Обсуждать возможности взаимных изменений временного графика, согласования присутствия и участия родителей во взаимодействии с ОУ.

Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования .

В  пост роении   партнерских отношений можно выделить три этапа Первый этап — ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей — важный фактор для построения партнерств

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников — т. е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап — СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада — т. е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов [3]:

·           Соблюдение этических норм и договоренностей;

·           Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

·           Продуктивность.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье.

Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители — люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие — вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Третий этап — собственно ПАРТНЕРСТВО.

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т. е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения [5].

И третий признак партнерских отношений — это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям .

В данный момент в школе ведется работа в сети Дневник. что позволяет проводить дистанционное обучение и консультирование, а также сделать образовательный процесс открытым для всех его участников. В частности, родители получили возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации через тематические форумы. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку своего ребенка и получить там более конкретную информацию об учебном процессе. Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать индивидуальные парадигмы развития ребенка.

Таким образом,сравнив деятельность учащихся и  их родителей до введения ФГОС и на современном этапе,понимаем,что она,если не меняется коренным образом,то существенно обновляется.Все нововведения направлены на усвоение обучающимися,умений,на развитие его личности,его познавательных и созидательных способностей.    

Литература:

1. 7.Тимошина Е.Ю. Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: teacherjournal.ru›…061_Социальное партнерство в…Москва (дата обращения: 01.12.11).

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения)

. 3.Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. М.: АРКТИ, 2006. 72 с. (Школьное образование).

4.Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. М.: ОИРО, 2010. 64 с.

5Оценка достижений планируемых результатов в Образовательной системе «Школа 2100» .Технология оценивания образовательных достижений.

   



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ФГОС : основные виды деятельности учащихся по ФГОС Вязание летние топы крючок для девочки

Изменения не связанные с фгос Письмо Министерства образования и науки РФ от 19
Изменения не связанные с фгос Федеральный государственный образовательный
Изменения не связанные с фгос Минобрнауки планирует изменить требования к
Изменения не связанные с фгос Внесение изменений в устав и учредительные
Изменения не связанные с фгос Подробное описание изменений во ФГОС ООО
Изменения ФГОС 2016 Стандарты Образования Cached Вышивка на трикотаже, шов петля в петлю.серия сообщений Вязание крючком сетки Узор сетка крючком схемы для начинающих Вязаное пальто спицами: 19 моделей со схемами, описанием и видео мк Горизонтальный шов Петля в петлю. Мастерская / Уроки Интернет магазин рукоделия Овца Рукодельница, все для Как нарисовать карандашом поэтапно Джуди Хопс Как связать рейтузы для девочки спицами - Вязальный блог Ариники

Похожие новости