Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии

Стр. 146

логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Псевдобульбарная дизартрия

При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения. Во-вторых, логопед упражняет парализованные мышцы, чему служит лечение положением, дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-активные и активные движения. В тренировке активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергий: кашля, глотания, чихания и пр.

Подкорковая дизартрия

Методика логопедического воздействия может быть весьма разнообразной в соответствии с разнообразием клинических проявлений при подкорковой форме дизартрии. Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего.

Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов. В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз. Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия

В соответствии с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности. Данная последовательность логопедических приемов вполне приемлема в работе с детьми. У взрослых часто целесообразнее дифференцировать артикуляционные уклады согласных в структуре слова.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия

При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача заключается в том, чтобы научить больного сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы — артикуляторные действия, соответствующие слову. Обращать внимание больного на качество произношения отдельных звуков вредно, так как это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание больного акцентируется на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога. Внимание больного также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Больному даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц и рекомендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой структурой (таких, как встреча, искусственный), так как такие слова выявляют имеющиеся у больного трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой и персеверации.

Методика логопедической работы при детской псевдобульбарной дизартрии широко использует изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.

Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Дизартрия - лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии Два котёнка вышивка

Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в
Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Занятия логопеда при дизартрии (анартрии) в Красноярске
Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Моделирование деятельности логопеда по коррекции речи
Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Использование дыхательных методик для формирования
Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Дизартрия - причины, симптомы, диагностика и лечение
Логопедическая коррекция при псевдобульбарной дизартрии Коррекционно-развивающая программа для детей с
Дизартрия у детей: причины, симптомы, лечение СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕИЗАРТРИЕЙ Дизартрия Википедия Высококачественный ламповый предварительный усилитель своими руками Вязание крючком сетки Узор сетка крючком схемы для начинающих Вязаные куклы-толстушки) Клубок Диссертация на тему «Психолого-педагогические условия

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ