Закрыть ... [X]

Методика оригами в начальной школе


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет начального образования
Кафедра эстетического образования
Методика обучения технике оригами в младших классах


Работа защищена

_______________

с оценкой______

Члены комиссии:

_______________

_______________


Курсовая работа

Студентки ### группы

######## отделения

########################

Научный руководитель

########################

Минск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................

4


1.1. История возникновения техники оригами…………………........

4

1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................

1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции……….

1.2.2. Базовые формы……………………………………………...

1.2.3. Техника складывания бумаги……………………………...

1.2.4. Варианты изделий оригами………………………………...

1.2.5. Организация работы………………………………………..

1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей…………………………….

9

9

9

11

12

12

14


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................

16


2.1. Констатирующий этап………........................................................

16

2.2. Формирующий этап........................................................................

17

2.3. Закрепляющий этап……………………………………………....

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..................................................

22

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Оригами может быть интересно людям разного возраста. Во-первых, это дети. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Во-вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. В-третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то методика оригами в начальной школе есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

Изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на учащихся, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для учащихся. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на уроках знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в школе.

При изготовлении оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение методики обучения оригами в школе актуальным для исследования.

Объектом исследования является оригами как вид декоративно-прикладного искусства.

Предметом нашего исследования является место оригами в рамках предмета “Трудовое обучение” и внеклассной работы в начальной школе.

Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.

2.Провести экспериментальное исследование эффективности предложенной в данной курсовой работе методики обучения технике оригами.

3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, синтез, моделирование, проектирование, разработка технологии выполнения оригами.
База исследования: СШ № 121 г. Минска, 2 «Б» класс
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения технике оригами
1.1.История возникновения техники оригами
Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб – чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.

Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – мокато – ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.

Несколько сотен лет назад средний европеец едва слышал о бумаге, а японец уже был окружен ею. В 50-х годах XV века, в городке Майнце выдающийся немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг впервые на западноевропейской бумаге ручного производства напечатал библию. Это была одна из первых бумаг, изготовленная специально для печати.

Высоко ценилась прочность бумаги “ваши” в пиротехнике. Она шла на изготовление корпусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и коробочки для очков, музыкальных инструментов.

Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага, сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX – XII веках, в эпоху Хэйах (794 – 1185) и даже обозначили особым понятием “моно - ноаваре”. Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор складывают в Японии ката - сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу – бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам – гуси – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветочка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В периоды Адзути-Момояна (1573–1603гг.) и Эдо (1603–1867гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру)– традиционный японский символ счастья и долголетия.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” – “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката”, которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели – журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. В 1845 году в Японии издается книга “Кан-но-мадо”, она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в “Кан-но-мадо” впервые печатается схема складывания базовой формы “лягушка” и самой фигурки на этой основе. В 1879 году директор школы для девочек Сани Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 году Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами “Ориката”, которая позже была переведена на английский язык.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.  

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время.

В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.

В России и Беларуси так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. Во многих школах ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.

Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде “Астрологический квадрат, начальной превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок.

В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка”. В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.
1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе
1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.
1.2.2. Базовые формы
Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга.

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”, ”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

1.2.3. Техника складывания бумаги


Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

1.2.4. Варианты изделий оригами


Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентированы или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”Подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик”, ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

В некоторых работах, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия.

При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность).
1.2.5. Организация работы
Учащиеся, которые просто механически копируют процесс складывания, не получат никакой пользы от этого.

Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Современные стандартные формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

При выполнении изделия нужно быть уверенным, что исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

Когда все эти вопросы отработаны, можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

Очень важно мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

Есть определенная точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.

Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу требуется холст, скульптору необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нем содержится множество ”невидимых” линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера. Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь.

В то время как другие виды искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм.

Усложнение заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает форма обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательно выполняются все персонажи и необходимые предметы.
1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей
Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения – начальной школе. Повышение эффективности обучения математики и геометрии в начальных классах является условием успешного изучения основ геометрии и алгебры в последующие годы.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в начальных классах. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей начальной школы, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах.

В процессе работы учащихся над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

При проведении первых занятий следует обращать особое внимание на ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон и линий перегибов, неравенства углов при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

После 10 – 15 занятий оригами, на которых выполняются уже более сложные изделия (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”, ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень” и т.п.), нужно проверить степень продвижения младших школьников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать.

При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: Во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во-вторых, оно развивает вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В-третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В-четвертых, использует все основные геометрические понятия. В-пятых, позволяет сочетать планометрию и симметрию.
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение умений в технике оригами учеников младшего школьного возраста
2.1 Констатирующий этап
Экспериментальное исследование проводилось на базе начальной школы № 112 г. Минска во 2 «Б» классе. Эксперимент проводился в три этапа:


  • Констатирующий;

  • Формирующий;

  • Закрепляющий (анализ результатов эксперимента).

Ученикам был предложен в качестве эксперимента на констатирующем этапе урок, на котором анализировались умения детей в области техники оригами. Основной целью урока было определение у младших школьников степени практических умений и навыков в данной области.
Анализ работы учеников проходил по следующему плану:

  1. Восприятие материала урока;

  2. Практическая работа (правильность выполнения работы, аккуратность при выполнении работы, затрата времени на выполнение задания);

  3. Итог урока (анализ полученной работы, ее оценка)

Ход урока: Приложение 1
После проведения урока по теме: «Оригами», можно сказать, что материал вызвал неподдельный интерес у учеников, однако многие дети не смогли вовремя справиться с поставленной перед ними задачей, что отразилось и на качестве изделия, и на эмоциональном самочувствии младших школьников.

В первую очередь это связано с нехваткой знаний у учащихся относительно поэтапного выполнения работы. Большое количество времени отводилось учителем для разъяснения каждого последующего шага в их работе, что привело к сокращению времени, отведенного для самостоятельной работы школьников.

Вследствие того, что ученики плохо владеют техникой складывания бумаги, плохо развита мелкая моторика рук и глазомер детей, нарушалась правильность выполнения ими изделия, аккуратность его оформления.
Чтобы улучшить показатели проведенного эксперимента, в данной курсовой работе предложена методика обучения младших школьников технике оригами.
2.2. Формирующий этап
После проведения первого этапа эксперимента можно сделать выводы, что большинство учеников не справляются с поставленной перед ними задачей.

В связи с этим можно отметить необходимость внедрения в школьную программу уроков, направленных на более глубокое развитие мелкой моторики рук, в том числе и уроков по технике оригами.

На протяжении двух месяцев с детьми проводилась методическая работа по усовершенствованию умений в технике оригами. Занятия проходили как в форме уроков, так и в форме внеклассных мероприятий, творческих комнат. На занятия применялись наглядные пособия в виде таблиц, схем, иллюстраций, готовых изделий, а также мультимедийных презентаций. Также применялся различный занимательный материал (загадки, сказки, стихи, викторины).

Так как техника оригами является одним из видов декоративно-прикладного искусства, то она напрямую способствует развитию воображения, улучшению эмоциональной сферы учащегося, развитию эстетического вкуса, пониманию искусства как неотъемлемой части жизни и т. д.

История возникновения оригами уходит далеко вглубь веков. Поэтому вполне рационально на уроках художественного труда включать информацию из истории и математики (что и было сделано), для всестороннего развития ребят и возможности развития их математических способностей.

Методические основы обучения технике оригами в начальной школе сводятся к тому, что ученику необходимо в первую очередь разъяснить поэтапно каждый шаг выполнения работы начиная с простейших базовых форм. От этого зависит и качество выполнения работы, и качество готового изделия.

Для начальной школы при проведении урока по обучению технике оригами большое значение имеет подготовительная работа. Применение занимательного материала содействует наиболее успешному восприятию и усвоению материала детьми. Ребенок во время игры самостоятельно, руководствуясь советами учителя, успешно достигает поставленной перед ним цели.

Для более эффективного восприятия материала необходимо использовать посильные для учеников младшей школы работы, такие, чтобы заинтересовать, завлечь учащегося. Для этого используются занимательные иллюстрации-схемы, по которым ребенок ведет работу, технологические карты и образцы изделий в технике оригами. (Приложение 2)
Учителю необходимо во время занятия проводить подробный инструктаж каждого этапа работы, чтобы предотвратить возможное появление ошибок. Ребенку трудно самостоятельно проконтролировать свою работу. Это связано в первую очередь с психологическими особенностями возраста, а также с тем, что он не владеет в совершенстве техникой складывания бумаги. Младшему школьнику сложно провести каждый этап работы безошибочно, с определенной точностью, не отклоняясь от образца изделия.

Ведущими методами обучения технике оригами являются методы наглядности, объяснения, демонстрации готового изделия и т. д.

Ребенок с удовольствием выполняет работу, если его правильно заинтересовать, направить, приобщить к выполнению работы, если он видит, что у него получается достичь поставленной цели.
2.3. Заключительный этап. Анализ результатов эксперимента
В ходе заключительного этапа проводился контрольный эксперимент на базе того же класса после проведения с ними методической подготовки по технике оригами. В качестве эксперимента проводился урок для выявления различий в восприятии материала до методической работы и после нее. Основной целью данного урока является определение качества методики преподавания техники оригами в начальной школе, предложенной в данной курсовой работе. Проводится анализ ее эффективности.
Ход урока: Приложение 3
Анализ результатов эксперимента осуществляется по следующему плану:
1. Восприятие материала урока;

2. Практическая работа (правильность выполнения работы, аккуратность при выполнении работы, затрата времени на выполнение задания);

3. Итог урока (анализ полученной работы, ее оценка)

4.Далее идет сравнение результатов, полученных на констатирующем этапе и на заключительном этапе.
В ходе проведенного эксперимента по итогам урока можно сделать вывод, что методическая работа, проведенная с детьми на формирующем этапе, была очень эффективной.

После более глубокого изучения правил техники оригами, ученики более качественно начали выполнять работы. Восприятие материала урока улучшилось, так как появился материал, который способен заинтересовать детей в выполнении изделий в технике оригами (иллюстрации, занимательные стихотворения и истории и т.д.)

Практическая работа проходила на довольно высоком уровне, с соблюдением всех требований к данному виду деятельности.

Значительно повысилась аккуратность в работе, что благотворно влияет на качество полученного изделия. Основательно уменьшилась затрата времени на изготовление изделия в технике оригами. Итог урока принес удовлетворение не только школьникам, которые получили огромную радость после завершения работы, но и учителю, который наблюдал за тем, с каким интересом и заинтересованностью дети выполняли работу.

Можно сделать вывод, что данная методика, предложенная в курсовой работе, очень эффективна в работе с детьми младшего школьного возраста. Исходя из этого, можно говорить о необходимости более широкого использования в школе уроков оригами. Это способствует лучшей организации работы учеников, совершенствованию мелкой моторики рук, воспитанию аккуратности в работе.

Заключение
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

При написании работы было изучено более двадцати источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами. Наиболее ценной литературой были учебные пособия под редакцией Выгонова В.В. “Практикум по трудовому обучению” изд. Москва, 1999 год, Давыдова В.Н. “Уроки труда в начальной школе” изд. Москва 1999 год, а также журналы «Оригами» за 1999 – 2007г.

Элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ проведения досуга.

Подводя итоги работы, можно сказать, что поставленные в начале исследования задачи были полностью решены, а цель успешно достигнута.



  1. Артемов, А.В. Декоративно прикладное искусство / А.В. Артемов. - Москва, 1990. – 250 с.

  2. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - Москва: Аким, 1995. – 132 с.

  3. Афонькин, С.Ю. Всё об оригами: справочник / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина / С-Пб: Кристалл, М: Оникс, 2005. – 95 с.

  4. Баранов, Н.В. Искусство стран и народов мира / Н.В. Баранов. - Москва, 1989. – 320 с.

  5. Быстрова, А.Н. Основы культурологи / А.Н. Быстрова. - Москва, 1995. – 386 с.

  6. Белим, С.Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами / С.Н. Белим. – Минск,2001. – 96 с.

  7. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов. - Москва: Академа, 1999. – 108 с.

  8. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. -204 с.

  9. Даванова, В.Н. Уроки труда для начальной школы: пособие для учащихся / В.Н. Даванова. - Москва-Ставрополь, 2000. – 86 с.

  10. Демидова, А.П. Справочник по трудовому обучению / А.П. Демидова. - Москва, 1989. -243 с.

  11. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - Ярославль, Академия развития, 1999. - 205 с.

  12. Жерлова, М.С. Оригами / М.С. Жерлова // Минск: Астрель, 2005 - 2008

  13. Интернет сайт www
    .
    origami
    -
    school
    .
    narod
    .
    ru


  14. Савиных, В.П. Умельцу о поделочных материалах / В.П. Савиных. - Москва, 1998. - 322 с.

  15. Соколов, Г.И. Искусство / Г. И. Соколов. – Санкт-Петербург: Питер, 1988. – 285 с.

  16. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. – Москва: Академия, 2003. – 368с.

  17. Сундара, Р.В. Геометрические упражнения с куском бумаги / Р.В. Сундара. - Одесса, 1973. – 115 с.

  18. Чудаков, Н.В. Я познаю мир: детская энциклопедия / Н.В. Чудаков. – Москва: АСТ, 1999. – 232 с.

  19. Энциклопедия для детей: том 7, часть 1/ Москва: Аванта, 1997. – 185 с.

  20. Энциклопедия для среднего и старшего возраста: том 12 (Искусство) / Москва, 1987. – 354 с.

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Техника Оригами на уроках технологии (1-4 классы) - Инфоурок Идей вышивки салфеток

Методика оригами в начальной школе Использование оригами в педагогической деятельности
Методика оригами в начальной школе Использование техники оригами на уроках технологии
Методика оригами в начальной школе Программа Чудесный мир оригами
Методика оригами в начальной школе Преподавание оригами
Методика оригами в начальной школе Акваланг и подводное плавание
Методика оригами в начальной школе Бесплатные мастер-классы по рукоделию, бесплатные видео с
Более 20 лучших идей на тему «Вышивка» на Pinterest Шитье Выкройки для новорожденных от Burda скачать выкройки на Вязание на спицах. Мастер-Классы. Ярмарка Мастеров - ручная Детская шапочка спицами бесплатные схемы вязания Конференция «Кукольный Рай»

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ