Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно

Главная|Статьи|Твердая договорная цена на строительную продукцию - что это такое?

к.э.н. И. Ю. Носенко

 

ТВЕРДАЯ ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

   В последнее время организации, как подрядные строительные фирмы, так и организации, выполняющие функции заказчика по строительству объектов, финансируемых из госбюджета, стали все чаще обращаться с вопросами, касающимися порядка определения твердой договорной цены, а также порядка расчетов между заказчиками и подрядчиками в процессе строительства объектов, по которым установлена твердая договорная цена.

   Дело в том, что в соответствии с п. 4.1. и п. 7.2. ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. (с изменениями и дополнениями) начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется на весь срок выполнения работ, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, установленных п. 6, п. 6.2 и п. 6.3 ст. 9.

   Стоимость строительной продукции на территории Российской Федерации рекомендуется определять по нормативно-методическим документам Госстроя (Росстроя) России (МДС 81-35.2004 и др.), Минэкономразвития России, Минфина России и других уполномоченных федеральных органов.

   Начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется на основании утвержденной проектно-сметной документации, в том числе сводного сметного расчета (ССР) стоимости строительства объекта (стройки).

   В этой связи и появляются вопросы:

   В каких размерах включать (или не включать) «прочие затраты» в начальную (максимальную) цену государственного контракта?

   В каком порядке проводить расчеты за выполненные работы, имея в виду, что отдельные «прочие затраты» по структуре и объему по факту будут отличаться от лимита, принятого при формировании начальной (максимальной) цены по ССР?

   Возможно ли начальную (максимальную) цену определять только по строительно-монтажным работам, а все «прочие затраты» глав 1, 9, 10, 11 и 12 ССР оплачивать по факту наличия (выполнения) и документального подтверждения размеров этих затрат?

   Кроме перечисленных, задаются и другие вопросы, в основном касающиеся порядка индексации сметной стоимости от базовых цен в текущие цены, а именно:

   Индексы-дефляторы каких уполномоченных органов (учреждений) применять при расчете твердой договорной цены на плановый период?

   Каким порядком применять ежемесячно издаваемые РЦЦС индексы (коэффициенты) пересчета стоимости строительно-монтажных работ к Территориальным единичным расценкам (ТЕР) и Федеральным единичным расценкам (ФЕР) при расчетах по твердой договорной цене, если статистика последних лет показывает, что указанные индексы значительно выше (на 30-50%) прогнозных, принятых при формировании твердой договорной цены по индексам-дефляторам Минэкономразвития России?

   Мы разделяем озабоченность строителей и заказчиков, вызванную введением Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется на весь срок выполнения работ, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, установленных п. 6, п. 6.2 и п. 6.3 ст. 9.

   По нашему мнению, введение упомянутого закона требует разработки и утверждения значительного количества документов нормативного и методологического характера, с методическими указаниями о порядке определения твердой договорной цены как на предпроектной стадии (ТЭО, обоснования инвестиций), так и при определении твердой договорной цены на основе смет к рабочим чертежам, — это разные вещи и сметная стоимость строительства объектов на разных стадиях должна определяться по разному. Но при отсутствии необходимых методик при определении и согласовании твердой договорной цены как на предпроектной стадии, так и на стадии рабочей документации, появляется немало вопросов.

   На наш взгляд — это очень непростые вопросы.

   Начнем с главного, — а зачем надо было оговаривать в статье 9 Федерального закона № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями), вопросы окончательности и неизменности твердой договорной цены. По нашему мнению все дело в том, что без твердой договорной цены практически невозможно планировать выделение и распределение государственных бюджетных средств. И дело не только и не столько в инфляционном процессе.

   Проблема обеспечения неизменности сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений напрямую связана с проблемой достоверного определения сметной стоимости строительства их.

   Проблема достоверного определения сметной стоимости и ее неизменности в процессе строительства сама по себе зависит от целого ряда факторов.

   Первый фактор — конъюнктурный. Боясь, что деньги на строительство не будут выделены, заказчики и работники проектных организаций при подготовке утверждаемой части проектной документации зачастую заведомо идут на занижение сметной стоимости строительства. Именно на занижение, а не на снижение, потому как то, что ими делается, снижением сметной стоимости назвать никак не получается, — из состава ТЭО или проекта исключается часть зданий и сооружений, которые при разработке рабочей документации «выплывают» опять, сметная стоимость единицы измерения объектов, — стоимость 1 м3 или 1 м2 здания или сооружения, стоимость 1 п/м инженерных сетей и коммуникаций и т.д., — произвольно занижается. И все это делается под благовидным лозунгом, — «Надо добиться снижения сметной стоимости, иначе объект не утвердят и деньги на строительство не выделят». Но ведь подобные действия есть не что иное как заведомый обман государственных органов.

   К этому конъюнктурному фактору следует отнести и действия работников Госэкспертизы, которые при проведении экспертизы сметной документации ставят перед собой задачу добиться снижения сметной стоимости. Во всех случаях, даже в тех, где эта сметная стоимость является заведомо заниженной. А как же иначе работникам экспертизы доказать свою полезность?

   Думается, что такая позиция работников Госэкспертизы в корне неверная и намного больше будет пользы, если при проведении экспертизы сметной документации работники экспертизы будут выявлять не только случаи завышения сметной стоимости строительства, но и случаи занижения сметной стоимости.

   Второй фактор роста сметной стоимости — психологический. Это постоянное и повсеместное стремление работников служб заказчиков и проектных организаций, при разработке рабочей документации, т.е. уже после утверждения проектной документации и, соответственно, сметной стоимости строительства, как-то улучшить проектные решения, ранее ими же предусмотренные в составе утвержденной проектно-сметной документации. Но, как правило, все попытки улучшения ранее принятых проектных решений в первую очередь влияют на сметную стоимость строительства, т.е. вызывают увеличение сметной стоимости...

   Третий фактор — профессиональный. Мы очень плохо умеем определять достоверную, реальную стоимость строительства на ранней стадии ее определения.

   В свое время Госстроем СССР была разработана методика определения стоимости строительства объектов различного назначения на предпроектной стадии, которая неплохо работала. В настоящее время все документы Госстроя СССР, с переходом на новую сметно-нормативную базу 2001 г., отменены как устаревшие, а взамен ничего не разработано, ничего не утверждено, полный вакуум, который каждый заполняет как ему вздумается. Методического документа, устанавливающего порядок определения стоимости строительства зданий и сооружений, в составе сметно-нормативной базы 2001 г. нет. Нет и методического документа, устанавливающего порядок формирования твердой договорной цены, а также порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком при твердой договорной цене, хотя в свое время такой порядок существовал.

   В 1986 г. было выпущено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 971 «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве». Во исполнение этого постановления Госстрой СССР 15 сентября 1986 г. утвердил «Методические указания по определению и применению договорных цен в строительстве», а затем постановлением от 13 мая 1988 г. № 80, внеся ряд существенных дополнений и изменений, утвердил новые «Методические указания по определению и применению договорных цен в строительстве». При этом понятие «договорные цены» соответствовало нынешнему понятию «твердая договорная цена», то есть термин «договорная цена» означал не возможность ее произвольного установления «по договоренности», как это сейчас некоторыми понимается, а принцип неизменности этой договорной цены. То есть примерно то, что сегодня вводится в понятие твердой договорной цены.

   В развитие упомянутого постановления Госстроем СССР было утверждено положение о порядке определения и согласования договорных цен в строительстве. В этом положении подробно прописывался как порядок определения договорных цен в строительстве и согласование их заказчиком и подрядчиком, так и порядок взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком при согласовании ими договорных цен (то есть в нынешнем понимании — твердых договорных цен). Наверное, если отбросить чрезмерное регулирование и регламентацию, присущую порядку, существовавшему при социалистической модели хозяйствования, в какой-то степени упомянутым положением Госстроя СССР о порядке определения и согласования договорных цен в строительстве, можно было бы пользоваться, особенно по объектам, финансируемым из бюджетных источников, поскольку с выпуском Федерального Закона № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями), никаких подзаконных актов Минэкономразвития не выпущено — основным разработчиком проекта Федерального Закона № 94-ФЗ, а, как показала практика, без таких подзаконных актов в виде разъяснений, писем, инструкций, методик, руководствоваться упомянутым Законом очень непросто, что наглядно подтверждается и вопросами, поступающими к нам с мест.

   Теперь перейдем к теме и сути основных вопросов, полученных нами по порядку разработки и применения твердой договорной цены.

   Первый вопрос включает в себя 3 вопроса (вообще-то вопросов на эту тему может и должно быть больше), а именно:

1.1. В каких размерах включать (или не включать) «прочие затраты» в начальную (максимальную) цену государственного контракта?

1.2. В каком порядке проводить расчеты за выполненные работы, имея в виду, что отдельные «прочие затраты» по структуре и объему по факту будут отличаться от лимита, принятого при формировании начальной (максимальной) цены по ССР?

1.3. Возможно ли начальную (максимальную) цену определять только по строительно-монтажным работам, а все «прочие затраты» глав 1, 9, 10, 11 и 12 ССР оплачивать по факту наличия (выполнения) и документального подтверждения размеров этих затрат?

   Ответы на эти вопросы без знания конкретной стройки, условий строительства, подрядной строительной организации, в том числе, что немаловажно, — степень порядочности руководителей подрядной организации и ее субподрядных организаций, — могут носить только общий характер. Ведь в поставленных вопросах речь не идет о строительстве типовых объектов жилья и соцкультбыта, наверняка речь идет о более серьезных стройках. А каждая такая стройка имеет свои особенности.

   Взять, к примеру, такой (очень непростой) вопрос, как стоимость пусконаладочных работ, которые тоже не относятся к строительно-монтажным работам. Как известно, пусконаладочные работы повсеместно стали включать в сметы строек (в объеме так называемых пусконаладочных работ «вхолостую») с 2003 г., до этого пусконаладочные работы финансировались за небольшим исключением, из других источников. И что мы на сегодня имеем? Методики определения стоимости пусконаладочных работ нет, укрупненка по пусконаладке отсутствует, выпущенные Госстроем России сметные нормы на пусконаладочные работы отсутствуют, в результате сметная стоимость пусконаладочных работ растет и многие заказчики жалуются, что управы на пусконаладчиков не найти. С другой стороны, работники пусконаладочных организаций в свою очередь заявляют, что поступающее на стройку оборудование, особенно, выпускаемой отечественной промышленностью, приходит низкого качества и им под маркой пусконаладки приходится просто перебирать его и доводить до кондиции поузловым методом (а строители, приобретающие отечественные экскаваторы, бульдозеры и другую крупную технику, работающую на двигателях внутреннего сгорания, утверждают, что и им приходится перебирать ее по получению с завода-изготовителя, иначе она не работает), — но такая «пусконаладка» никакими нормативами не учтена и учтена быть не может, потому как невозможно заранее определить степень паршивости поставляемого оборудования и техники. Но с другой стороны, — где гарантии, что пусконаладчики в свою очередь не спекулируют на этом...

   Отдельно следует оговорить вопросы участия субподрядных организаций в определении и согласовании твердой договорной цены между заказчиком и подрядчиком и, что не менее важно — поря¬док определения твердой договорной цены на комплексы субподрядных работ. Иначе что может получиться — для заказчика и генподрядчика договорная цена твердая, а для субподрядчика — нет, И начнется «выворачивание рук». Хорошо ли будет?

   Поэтому в определении и согласовании твердых договорных цен на комплексы субподрядных работ между генподрядчиком и заказчиком должны быть заинтересованы не только генподрядчики, но и заказчики.

   Наверное, заказчику следует переходить на твердые договорные цены и с проектировщиками и с поставщиками оборудования, — иначе неизменности сметной стоимости в целом по стройке добиться будет сложно. Ведь не секрет, что стоимость оборудования зачастую растет более высокими темпами, чем стоимость строительства.

   Лучше всего для заказчика, естественно, было бы определять твердую договорную цену только по строительно-монтажным работам, не включая в нее стоимость «прочих работ и затрат». С ними порядка больше и учет вести легче. Но неизвестно, как в такой ситуации поведет себя Минфин РФ, будут ли его работники выделять средства на строительство сверх твердой договорной цены (а по их понятиям будет получаться именно так — есть твердая договорная цена и есть еще какие-то запрашиваемые средства, необходимость выделения которых может показаться отдельным работникам Минфина РФ очень сомнительной). Кроме того, при таком понимании термина «твердая договорная цена» возможны случаи элемента сговора между работниками заказчика и подрядчика, когда заказчики часть затрат, относимых к строительно-монтажным работам и подлежащих включению в твердую договорную цену, будут компенсировать всяческими «прочими затратами» с целью непревышения лимита «твердой договорной цены».

   В неменьшей мере возможны в таких случаях поползновения всякого рода проверяющих, многие из которых приходят на проверку не с целью установить истину, а с целью доказать свою полезность. Если «прочие затраты» не будут входить в состав «твердой договорной цены», — это будет фактором особой активности проверяющих.

   Но в целом от этого никуда не деться — ни от проверяющих, ни от их проверок, ни от разборок с работниками Минфина РФ, — рынок рынком, а каждый имеет право контролировать правильность расхода своих средств и государство тоже, поэтому на наш взгляд в данных вопросах следовало бы разработать и выпустить подзаконные акты в виде инструкции по финансированию строительства объектов, финансируемых из бюджетных источников, а также инструкцию по проведению контрольных проверок строительства объекта, в которых были бы проговорены наиболее часто встречающиеся случаи и разъяснен порядок действий каждой стороны. А то у нас зачастую и контроль бывает бесконтрольным...

   Расчеты за выполненные работы, по нашему мнению, следует производить строго в соответствии с заключенными договорами. В этих договорах можно прописать, что «прочие затраты» оплачиваются по факту вне зависимости от лимита по каждой строке «прочих затрат», но в пределах лимита в целом по «прочим затратам». Изложенное выше вряд ли может касаться расчетов за пусконаладочные работы, о которых речь шла уже выше. О пусконаладочных работах следует в договоре оговаривать отдельно, в том числе и о лимите средств на пусконаладочные работы по каждой пусконаладочной организации в отдельности.

   И, наконец, в каких размерах включать в начальную (максимальную) цену государственного контракта «прочие затраты». Если будет решение их все же включать в твердую договорную цену, тогда их следует включать в размерах, приведенных в сводном сметном расчете. И при составлении сводного сметного расчета следует попытаться, насколько это возможно, определить реальные раз¬меры «прочих затрат». В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (приложение № 8) размеры почти всех затрат, относящихся к «прочим» и не входящих в объем строительно-монтажных работ, следует определять по расчету на основании данных проекта организации строительства (ПОС), поэтому включение таких «прочих затрат» по какой-либо процентной норме чревато тем, что при экспертизе сметной документации работники Главгосэкспертизы потребуют пересмотра этих «процентных» нормативов на расчетные величины на основании ПОС. При определении сметной стоимости и составлении сводного сметного расчета на основе локальных и объектных смет по рабочим чертежам такое возможно, но при определении сметной стоимости и составлении сводного сметного расчета на предпроектной стадии с этим сложнее, а работники Главгосэкспертизы, как мы уже говорили выше, сложившиеся процентные величины по «прочим затратам» могут не признать. Поэтому мы рекомендуем на предпроектной стадии, где сметная стоимость строительно-монтажных работ, и сметная стоимость оборудования, и сметная стоимость пусконаладочных работ зачастую определяются по аналогам, стоимость «прочих» затрат также следует определять по своим построенным аналогам. Тогда получатся те же проценты, но не в виде процентной нормы, а в виде аналоговой стоимости.

   При этом следует иметь в виду, что далеко не все «прочие затраты» следует включать в твердую договорную цену между заказчиком и подрядчиком, поскольку в соответствии с п. 4.86 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, в случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 сводного сметного расчета (куда включается большинство «прочих» затрат) на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика». К таким подразделениям следует относить и затраты на командировочные расходы заказчика, и затраты на осуществление работ вахтовым методом (как правило в тех случаях, когда подрядная организация осуществляет работы вахтовым методом, служба технического надзора заказчика также вынуждена осуществлять ведение надзора за строительством вахтовым методом) и т. д. Кроме того, в твердую договорную цену не следует включать стоимость проектных работ, за исключением тех случаев, когда подрядчик по договору принимает на себя проектирование полностью либо частично. Думается, что и затраты, связанные с премированием подрядной организации за своевременный ввод объектов в эксплуатацию (а это — тоже затраты 9-ой главы сводного сметного расчета) тоже не следовало бы включать в состав твердой договорной цены, поскольку в результате может получиться так, что подрядчик получит эти средства в составе твердой договор¬ной цены вне зависимости от того, сдаст он объект в эксплуатацию в установленные сроки или не сдаст, а это, по нашему мнению в корне неправильно.

   Также не следует включать в состав твердой договорной цены затраты, связанные с оплатой заказчиком всякого рода услуг сторонних организаций:

— оплата за выдачу тех или иных исходных данных;

— оплата за подключения к существующим сетям электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, связи и т. д.;

— оплата организациям СЭС за анализ воды, воздуха, замеры шума и т. д.

   Переходим ко второй группе вопросов, проблеме индексации и в первую очередь — индекса дефлятора.

   В письмах задают конкретный вопрос — индексы-дефляторы каких уполномоченных органов (учреждений) следует применять при расчете твердой договорной цены на плановый период:

— по виду экономической деятельности (отрасль «Строительство») принимаемого Минэкономразвития России при разработке прогнозов социально-экономического развития страны (письмо от 15.02.2007 г. № 1966-АБ/ДОЗ, 2008 г. к= 1,089. 2009 г. к= 1,074. 2010 г. к= 1,068);

— по данным Региональных (областных) центров ценообразования в строительстве (РЦЦС), в том числе:

• Государственное учреждение Московской области «Мособлгосэкспертиза» (протокол заседания Московской областной оплата комиссии по индексации цен и ценообразованию в строительстве от 01.08.2007 г. № 7а, по разделу «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт», 2008 г. к= 1,150. 2009 г. к= 1,149. 2010 г. к= 1,146);

• С-Пб Региональный центр по ценообразованию в строительстве, письмо от 30.10.2007 г. № 2007-10/П399, по разделу «Строительство» (2008 г. к= 1,132; 2009 г. к= 1,087);

• и т. д. по Региональным центрам.

   Официальными вроде бы признаются индексы-дефляторы Минэкономразвития России, но в то же время этим индексам никто не верит. С другой стороны, по нашему мнению прогнозные индексы в целом по отрасли без учета ситуаций в регионах, без учета особенностей проектируемых и строящихся объектов, можно применять только в экономических прогнозах, но никак не в конкретных сметных расчетах по конкретным стройкам.

   Но и данные региональных центров принимать сложно, поскольку, в соответствии с методикой Госстроя России, структура работ и структура ресурсов, принимаемых региональными центрами при расчете индексов, определена как для объектов жилищно-гражданского строительства и при строительстве объектов другого назначения могут быть существенные перекосы в размерах индексов, как при определении размера индексов перехода от базовых цен в текущие цены, так и при определении размера индексов-дефляторов.

   При строительстве объектов производственного назначения, по нашему мнению единственно правильной будет разработка индивидуальных индексов, как индексов пересчета от базовых цен в текущие цены, так и индексов-дефляторов, и этот вариант в принципе не противоречит методике индексации, установленной Госстроем РФ.

   Предлагаемый вариант индексации с расчетом оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно индивидуальных индексов с учетом конкретных условий строительства — структуры работ и структуры ресурсов, — встречается и на практике.

   Но при определении сметной стоимости и твердой договорной цены с применением индексов-дефляторов очень важен еще один момент.

   Что такое индекс-дефлятор? Это инструмент, с помощью которого можно реально оценить будущие затраты с учетом инфляции, что, в свою очередь, дает реальную возможность определить реальные размеры будущих затрат и, как следствие, согласовать твердую договорную цену, и, — что еще важнее, — уложиться в нее в процессе проектирования и строительства. Реально ли это? Считается, что реально. Но как у нас планируется выделение капиталовложений по годам. Как правило, — равномерно, пропорционально. Определили, к примеру, стоимость строительства в ценах на текущий момент, т.е. без применения индекса-дефлятора, в 16,0 млрд руб. Стоимость определена на предпроектной стадии, т.е. с момента определения сметной стоимости стройки надо за 4 года все объекты этой стройки запроектировать и построить. Принимаем (условно) уровень инфляции — 10 % в год. А дальше что?

   Дальше нам предлагают равномерно распределить стоимость строительства на 4 года, то есть по 4 млрд рублей в год и считать ежегодное увеличение стоимости строительства, применяя индексы-дефляторы. Получаем — 1-ый год — 4 млрд руб. + 2-ой год — 4,0 х 1,1 = 4,4 млрд, + 3-й год — 4,0 х 1,2 = 4,8 млрд + 4-й год — 4,0 х 1,3 = 5,2 млрд 4 + 4,4 + 4,8 + 5,2 = 17,4 млрд рублей.

   Можно заключать договорную цену? Вряд ли. Дело в том, что в реальной действительности освоения денежных средств, особенно в неосвоенных и малоосвоенных районах практически никогда не получается равномерным. Оно идет с учетом реальной технологии проектирования и строительства, и что получается?

   В 1-ый год надо выпускать рабочие чертежи, без них стройку не начнешь, будут еще какие-то затраты на освоение территории, закупку (частично) оборудования, прокладку дорог (если их нет). Итого — освоение средств в 1-ый год строительства — не 25 %, а не более 10 %, скорее 7-8 %.

   Во 2-ой год продолжается рабочее проектирование, начинается отрывка котлованов — (а земляные работы к дорогим никогда не относились, материалы-то в дело еще не укладываются), устройство фундаментов, прокладка сетей, итого 12-15 %, не более.

   В 3-ий год возводится уже значительное количество коробок зданий, на небольших объектах вспомогательного назначения ведутся работы по монтажу оборудования и отделке. Если предусматривается сдача объектов в эксплуатацию пусковыми комплексами, — сдается пусковой комплекс.

   Итого 25-28 %, не более.

   И все остальное остается на завершающий 4-ый год. И этого остального не менее 50 % от общей стоимости строительства.

   В итоге не 4 + 4 + 4 + 4 в базовых ценах и, как следствие, 4 + 4,4 + 4,8 + 5,2 с учетом индекса-дефлятора, а:

16,0 х 0,08 = 1,28 — в первый год строительства

16,0 х 0,14 = 2,24 — во второй год строительства

16,0 х 0,28 = 4,48 — в третий год строительства

16,0 х 0,5 = 8,0 — в четвертый год строительства.

   И, соответственно, с учетом индекса-дефлятора итоги будут уже совсем другие:

1,28 + 2,24 х 1,1 + 4,48 х 1,2 + 8 х 1,3 = 1,28 + 2,46 + 5,38 + 10,4 = 19,52 млрд руб., а никак не 17,4 млрд руб.

   2 миллиарда рублей не хватит, даже, если с размером индекса-дефлятора не ошибемся, только из-за того, что финансирование запланировано без учета технологии строительного производства.

   В приведенных расчетах специально не учитывалась инфляция в процессе года и отдельные другие нюансы, — это не главное.

   Главное — надо твердо усвоить, что в условиях инфляции очень важно на самой ранней стадии, на предпроектной стадии определить очередность строительства, его этапность, на основе всего изложенного выше и нашедшего соответствующее отражение в проекте организации строительства (ПОСе) в виде календарного графика строительства (по годам на весь период) грамотно составить график финансирования строительства и уже по этому графику с учетом реального индекса-дефлятора, определять размер твердой договорной цены. Но, к сожалению, о таком порядке применения индексов-дефляторов с учетом реальной технологии строительства и привязки к этому реального графика финансирования строительства, ни в одном Методическом документе ничего не сказано.

   И последнее. В Гражданском кодексе РФ (ст. 744), а также в Федеральном законе № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями) сказано, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10 % указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренного в договоре строительного подряда работ, а если по независящим от подрядчика причинам стоимость работ превысила смету не менее, чем на 10 %, подрядчик вправе требовать пересмотра сметы.

   В то же время лимит резерва средств на непредвиденные работы и затраты, установленный Госстроем РФ и приведенный в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (п. 4.96) для подавляющего числа объектов и строек установлен в пределах 2-3%, кроме уникальных и особо сложных объектов и объектов, сметная стоимость которых определяется на предпроектной стадии по данным объектов-аналогов и другим укрупненным нормативам.

   Думается, что Министерству регионального развития РФ пора пересмотреть лимиты средств на непредвиденные работы, утвержденные Госстроем России, увязав эти лимиты с Гражданским кодек¬сом Российской Федерации и Федеральным законом № 94-ФЗ с изменениями и дополнениями.

 

Выводы:

 

1. Определение твердой договорной цены на предпроектной стадии — это искусство, это искусство надо осваивать.

 

2. Для того, чтобы реально заработал Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. (с изменениями и дополнениями) в части введения твердой договорной цены по объектам производственного назначения, финансируемым из средств государственного бюджета, следует разработать следующие подзаконные акты в виде методических указаний, инструкций, положений:

а) Положение о порядке разработки, согласовании и утверждении твердых договорных цен на строительство объектов, финансируемых из бюджетных источников.

б) Методику определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений производственного назначения на предпроектной стадии.

в) Методику определения сметной стоимости пусконаладочных работ, в т. ч. на предпроектнойстадии.

г) Правила финансирования строительства объектов, строительство которых осуществляется на основе договора с твердой договорной ценой.

д) Правила проведения контрольных проверок строящихся объектов.

е) Методику индексации сметной стоимости от базовых цен в текущие цены, а также применения индексов-дефляторов.

 

3. Необходимо разрабатывать укрупненные сметные нормативы, как по объектам производственного назначения, так и по объектам вспомогательного назначения, такие как инженерные сети и коммуникации, котельные, подстанции, здания складского назначения, водозаборные станции,очистные сооружения, железные и автомобильные дороги, мосты и путепроводы и т.д. и т.п.

Поскольку ни Госстрой, ни другие ведомства, пришедшие ему на смену с этой задачей не справились, надо по примеру некоторых ведомств и территорий взяться за эту проблему самостоятельно. Но на это требуется финансирование. В свое время Госстрой России выпустил и ввел в действие «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, в приложении 9 которых приводился перечень основных видов работ и затрат, включенных в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства, п. 9.15 этого перечня предусматривалось включение в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства средств на разработку новой сметно-нормативной базы стоимости строительства в раз¬мере до 0,5 % от суммы строительно-монтажных работ по главам 1-8. С выходом в свет Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, МДС 81-1.99 утратили силу. Наверное это правильно, ведь на момент выхода Методики МДС 81-35.2004 переход на новую сметно-нормативную базу в строительстве был завершен, но следует признать, что в составе этой сметно-нормативной базы разработаны были в основном территориальные (ТЕР, ТЕРм, ТЕРп, ТЕРр) единичные расценки, а также федеральные (ФЕР, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРр) единичные расценки, предназначенные кстати не для составления сметной документации, а для определения, так сказать, «точки отсчета», а отраслевые единичные расценки до сих пор не разработаны. А ведь этих отраслевых нормативов требуется достаточно много, — для объектов газовой отрасли отдельно, для объектов нефтянки отдельно, для объектов атомной промышленности отдельно, для железных дорог отдельно, для объектов энергетики отдельно и т.д., короче, как «по территориальным единичным расценкам, так и по отраслевым для каждой отрасли следует иметь свои сборники ТЕР и свою базу укрупненных сметных нормативов. Да и в регионах выполняется значительное количество работ, особенно по новым технологиям, на которые не разработаны элементные сметные нормы, единичные расценки и другие нормативы.

   Наверное Госстрой России с выпуском МДС 81-35.2004 взамен МДС 81-1.99 поторопился исключить порядок включения затрат на разработку сметно-нормативной базы системы ценообразования в строительстве в размере 0,5 % от объема СМР по итогу глав 1-8, как это было предусмотрено п. 9.15 Приложения 9 к МДС 81-1.99. Но выход есть, поскольку п. 4.85 (второй абзац) «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81¬35.2004 предусмотрено, что для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат. А отсутствие отраслевой сметно-нормативной базы есть не что иное как специфические условия строительства. И при желании такой возможностью можно воспользоваться.

 

4. При согласовании твердой договорной цены с генподрядчиком заказчик должен быть твердо уверен в неизменности стоимости субподрядных работ, а поэтому приложением к документам о согласовании твердой договорной цены между заказчиком и подрядчиком должны быть аналогичные документы о согласовании твердой договорной цены между генподрядчиком и каждым из субподрядчиков.

 

5. Также отдельно должна быть согласована твердая договорная цена на пусконаладочные работы — либо между генподрядчиком и пусконаладочной организацией на выполнение комплекса пусконаладочных работ «вхолостую» и отдельно — между заказчиком и пусконаладочной организацией на выполнение комплекса пусконаладочных работ «под нагрузкой», либо на весь комплекс пусконаладочных работ — и «вхолостую» и «под нагрузкой» договор о твердой договорной цене заключается между заказчиком и пусконаладочной организацией.

 

6. Отдельно заказчику следует согласовать твердую договорную цену с проектировщиками — на проектирование, и с поставщиками оборудования (с каждым в отдельности) — на поставку оборудования. Иначе в утвержденную стоимость строительства заказчику уложиться будет сложно.

 

7. При согласовании твердой договорной цены и заключении договора подряда между заказчиком и подрядчиком на строительство, в состав твердой договорной цены затраты, связанные с премией за ввод в срок и досрочно включать не следует, а в договоре подряда следует оговорить порядок перечисления указанных средств заказчиком подрядчику в случае сдачи объекта в срок или досрочно:

— после подписания акта сдачи объекта в эксплуатацию приемной комиссией (указать какой комиссией — рабочей или государственной);

— после завершения гарантийного срока (если гарантийный срок не превышает 1 год).

 

8. При разработке и утверждении сметной документации резерв средств на непредвиденные работы и затраты включать в сводный сметный расчет в размере 10%. В случае, если органы Госэкспертизы, ссылаясь на п. 4.96 МДС 81-35.2004, потребуют уменьшить размер средств на непредвиденные работы и затраты, обжаловать это требование в судебном порядке со ссылкой на Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 94-фЗ с изменениями и дополнениями, поскольку статус как Гражданского кодекса РФ, так и Федерального закона № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями)несомненно выше статуса любого документа, утвержденного Госстроем России или каким-либо его правопреемником.

   При этом резерв средств на непредвиденные работы и затраты по нашему мнению в состав твердой договорной цены включаться не должен, поскольку в противном случае у заказчика не останется источников для оплаты дополнительных затрат, вызванных изменением технической документации.

 

   ЗАО «Центр сметного нормирования и ценообразования» разработало рекомендации для формирования твердой договорной контрактной цены на строительную продукцию и осуществление расчетов за выполненные работы в рамках реализации инвестиционных проектов на строительство объектов линейной части железнодорожного транспорта.

   Ниже приводятся рекомендации.

 

Рекомендации для формирования твердой договорной (контрактной) цены на строительную продукцию и осуществления расчетов за выполненные работы в рамках реализации инвестиционных проектов на строительство объектов линейной части железнодорожного строительства

 

   Рекомендации для формирования твердой договорной (контрактной) цены на строительную продукцию разработаны в соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ по принятию Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

   Рекомендации определяют общий порядок формирования твердой договорной (контрактной) цены и расчетов за выполненные работы в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р «Об инвестиционных проектах реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» по вновь начинаемым объектам капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, капитального ремонта транспортной инфраструктуры.

 

1. Формирование твердой договорной (контрактной) цены.

 

1.1. Под твердой договорной (контрактной) ценой понимается цена, установленная сторонами при заключении договора подряда на строительство объекта (выполнение комплекса работ), размер которой не может быть изменен в ходе исполнения договора. При этом сторонами определяются потребительские характеристики объекта (выполнения комплекса работ).

   Основанием для определения твердой договорной (контрактной) цены на выполнение строительно-монтажных и прочих работ, поручаемых генеральному подрядчику, является сметная стоимость строительства в текущем уровне цен, определенная на момент утверждения.

   При определении твердой договорной (контрактной) цены показатели сметной стоимости по главам сводного сметного расчета, утвержденные в установленном порядке в составе проектно-сметной документации в текущем уровне цен, корректируются на прогнозный индекс инфляции.

   При расчете твердой договорной (контрактной) цены на весь период строительства объекта допускается использовать прогнозные индексы-дефляторы определяемые Минэкономразвития России.

 

1.2. Стоимость работ по строительству объекта определяется согласно Ведомости твердой договорной цены по форме Приложения № 1.

 

1.3. В Ведомости твердой договорной цены Заказчик-застройщик и Генеральный подрядчик определяют технологический состав работ и цену укрупненной единицы измерения готовой строитель¬ной продукции (далее укрупненной единицы - м3 земляного полотна, 1 км верхнего строения пути, 1пм искусственных сооружений и т. д.) в базисных ценах в соответствии с утвержденным сводным сметным расчетом и в текущих ценах в пределах твердой договорной цены.

 

1.4. Ведомость твердой договорной цены формируется на основании Расчета твердой договорной цены по объекту по форме Приложения № 2.

 

1.5. Цена одной укрупненной единицы рассчитывается исходя из учета объемов работ на всю стройку в целом:

• в базисных (2001 г.) ценах - на основании имеющейся проектно-сметной документации;

• в текущих ценах — в соответствии с твердой договорной ценой.

 

1.5.1. Цена укрупненной единицы определяется по формуле:

 

Ц = (С1+С2+С3+...+Сn) /(V1+V2+V3+....+Vn),

 

где

C1, С2, С3, Сn - стоимость объекта 1, 2, 3, n-го по объектной смете с учетом прочих работ и затрат, относящихся к СМР;

V1, V2, V3, Vn - объем в укрупненных единицах объекта 1, 2, 3, n-го (в м3 для земляного полотна, 1 м искусственных сооружений, 1 км верхнего строения пути и т.д.).

 

1.5.2. Для определения цены укрупненной единицы измерения в текущем уровне, производится распределение твердой договорной цены пропорционально физическим объемам работ и сметной стоимости объекта. Затем определяется цена укрупненной единицы измерения в текущем уровне в соответствии с п. 1.5.1.

 

1.6. Цена укрупненной единицы измерения готовой продукции является фиксированной на весь период строительства и изменению не подлежит.

 

1.7. Технологический состав работ входящих в укрупненную единицу в процессе строительства может уточняться и изменяться по согласованию Заказчиком-застройщиком и Генеральным под¬рядчиком. В этом случае при возникновении повышения стоимости укрупненной единицы измерения, разница между уточненной стоимостью строительства объекта и твердой договорной ценой погашается за счет собственных средств Генерального подрядчика.

 

1.8. Твердая договорная цена остается неизменной на протяжении всего периода строительства за исключением случая:

- когда вносятся изменения в проект по инициативе государственного заказчика, в том числе в соответствии с пунктом 6 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

2. Взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком

   Порядок, сроки приемки и условия расчетов за выполненные работы устанавливаются в договоре подряда.

 

2.1. Стоимость выполненных подрядчиком работ определяется исходя из состава работ и цены единичной расценки (м3 земляного полотна, 1 км верхнего строения пути, 1 пм искусственных сооружений и т. д.) на основании Ведомости твердой договорной цены.

   Промежуточные ежемесячные расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся в пределах твердой договорной цены.

   Подлежащие оплате объемы ограничиваются объемами, обозначенными и утвержденными до начала работ (Ведомость твердой договорной цены). Оплата производится по фактическому объему выполненных и принятых работ в соответствии с договором (контрактом).

 

2.2. В цене единичной расценки (укрупненной единицы измерения) помимо затрат, учтенных элементными сметными нормами и расценками в локальных сметах, учитываются:

- работы и затраты связанные с подготовкой территории строительства (снос строений, рекультивация земель, вертикальная планировка и др.) относящиеся к СМР;

- средства на строительство временных зданий и сооружений выраженные в процентах от сметной стоимости СМР в соответствии с нормативами ГСН 81-05-01-2001;

- прочие работы и затраты, относящиеся к затратам подрядной организации, в пределах сумм, учтенных в сводном сметном расчете:

• дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время - в соответствии с нормативами ГСН 81-05-02-2001;

• перевозка рабочих;

• затраты на ведение работ вахтовым методом;

• передвижной характер работ.

 

2.3. Цена единичной расценки (укрупненной единицы измерения) не учитывает:

- затраты по подготовке территории строительства, относящиеся к затратам заказчика (оформление земельного участка и разбивочные работы, компенсация ущерба и возмещение убытков, средства на освоение территории строительства, не включенные в цену укрупненной единицы измерения, прочие работы и затраты, связанные с подготовкой территории строительства);

- средства на сооружение временных зданий и сооружений не учтенные в нормах (выраженных в процентах) на строительство временных зданий и сооружений;-    страхование строительных рисков;

- затраты на оплату услуг Заказчика-застройщика;

- проектно-изыскательские, исследовательские работы, авторский надзор, научное сопровождение;

- экспертиза предпроектной и проектной документации;

- затраты на оплату услуг сторонних организаций на оформление разрешительной документации, по вводу объектов в эксплуатацию и регистрацию прав собственности;

- затраты на разработку тендерной документации;

- резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

   Указанные затраты включаются в ведомость твердой договорной цены отдельными строками.

   Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначается для оплаты дополнительных работ, необходимость которых выявляется в процессе строительства. Выплаты Генеральному подрядчику из резерва средств на непредвиденные работы и затраты производятся при наличии соответствующих обоснований, после утверждения Заказчиком-застройщиком. В случае не использования указанного резерва средств они составляют экономию по Контракту и возвращаются инвесторам.

   Все затраты указанные в настоящем пункте, относящиеся к деятельности Генерального подрядчика, не включенные в цену единичной расценки, компенсируются Генеральному подрядчику по фактическим затратам, предварительно согласованным с Заказчиком-застройщиком, при наличии подтверждающих документов.

 

2.4. При расчетах за выполненные строительно-монтажные работы Подрядчик представляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2. Форма КС-2 заполняется Подрядчиком в соответствии с локальными сметами и фактически выполненными физическими объемами работ.

   На основании итоговой стоимости по представленному акту определяется объем выполненных работ в укрупненных единицах и стоимость работ в текущих ценах. Пример расчета стоимости выполненных работ в текущих ценах приведен в Приложении № 4.

 

2.5. В случае возникновения дополнительных работ, с учетом изменения проектных решений и уточнения объемов работ в пределах 10% сметной стоимости, приемка и оплата дополнительных работ производится по тем же единичным расценкам, которые предусмотрены в договоре на аналогичные виды работ, без изменения твердой договорной цены.

 

2.6. Ежемесячно Генеральный подрядчик ведет накопительную ведомость объемов и стоимости выполненных работ в соответствии со сводным сметным расчетом и твердой договорной ценой. Накопительная ведомость является обязательным документом представляемым Генеральным под¬рядчиком ежемесячно при подписании акта формы КС-2.

   Накопительная ведомость объемов и стоимости выполненных работ в соответствии с проектом и твердой договорной ценой оформляется по форме Приложения № 3.

 

2.7. Строительство объектов транспортной инфраструктуры зачастую осуществляется на условиях параллельного проектирования и строительства. Рабочая документация разрабатывается и выдается поэтапно на работы, выполняемые в ближайший период, вследствие чего может измениться базисная сметная стоимость укрупненной единицы. При изменении базисной стоимости укрупненной единицы в меньшую сторону более 10% против учтенной Ведомостью договорной цены,текущая контрактная цена укрупненной единицы корректируется коэффициентом К=0,9. Разница в стоимости объекта, возникшая при корректировке текущей контрактной цены укрупненной единицы измерения, по решению инвестора остается для использования Заказчиком-застройщиком в случае возникновения дополнительных затрат, не учтенных Ведомостью договорной цены или воз-вращается Инвестору.

«Сметное обозрение» №4 (22), Декабрь, 2008



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Выкройка рубахи в русском стиле для мальчика

Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно B2B-MRSK - электронная торговая площадка. Примите участие в
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно Гражданско-правовой договор со штатным работником
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно Договор подряда на сварочные работы - образец
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно ДОГОВОР ПОДРЯДА НА ПРОИЗВОДСТВОНТАЖ ЛЕСТНИЦ
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно Государственные нормативы в области
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно Cached
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно 9.1. Основные положения расчета и проектирования
Оплата выполненных работ по договору подряда поэтапно Афрокосички. Плетение африканских косичек, зизи
Билеты для проведения итоговой аттестации Вышивка по трикотажу - Самое интересное в блогах - LiveInternet Вязание спицами для женщин, модели 2015 года Герои Советского Союза времён Второй мировой войны - Википедия Декорирование бутылки кожей. Розы из кожи. Мастер-класс Дом Спички - поделки из спичек и не только Женская кофта спицами Как связать крючком пинетки в виде кедов

Похожие новости