Причёска полная корона


Bare-Knuckled fighter
Так представлен собирательный образ Элизабет Вилкинсон-Стокс и других британских бойчих 18-го века
в документальной программе 2010 года британского Исторического канала "Бойцовский клуб. История насилия".
Фото из газеты Telegraph

English Version


Джеймс Фигг, основоположник
и промоутер спортивного бокса
Wikipedia
Fist
Кулак является естественным оружием "невооруженного" человека. Люди с древнейших времен использовали кулаки в драках и в спортивно-боевых состязаниях. Единоборство на голых кулаках - первоначальная форма бокса, которая происходит из античного кулачного боя, являвшегося одним из самых первых видов спорта на древнегреческих Олимийских Играх.
"Миллион лет традиции кулачного боя"
Фрагмент работы Татьяны Стрелец

Бокс на голых кулаках (также известный как бой за приз, или кулачный бой) - первоначальный вид бокса, близкий к античному олимпийскому кулачному бою. Бойцы, участвующие в таком поединке, используют незащищённые кулаки. Разница между "уличной" (спонтанной) дракой и кулачным боем состоит в том, что кулачный бой ведётся по определённым правилам, например - "лежачего не бьют"ю Тем не менее, в прошлом, когда доходило дело до кулаков, в спонтанной ли драке или организованнм поединке, всегда придерживались каких-то традиций. Одна из старинных традиций - драться на спор или за приз.

Интересные исследования провели в Университете Юты. Исследователи пришли к выводу, что структура лица человека существенно изменилась со времен наших далёких предков, живших миллионы лет до нас. Кости и хрящи предней части головы изменились в сторону их укрепления, что позволяло избежать тяжелых травм при ударах в лицо. "Изучение пострадавших в современных драках показывает, что основной целью ударов в драках является лицо", - говорит биолог Дэвид Керрьер. "В то же время, те лицевые кости, которые сильнее всего страдают в драках, - это именно те кости, которые существенно укрепились за время эволюции от наших прямоходящих предков к человеку".

Таким образом, можно сделать вывод, что бой на кулаках - древнейшая традиция, которая даже повлияла на эволюцию человеческой расы. Эта эволюция сильнее проявилась у мужчин, поскольку представители мужского пола чаще дерутся у всех видов животных.

Рукопашный бой - старинный вид развлечения британцев обоего пола - он популярен по сей день.
Бой один-на-один за приз - истинно народный спорт в Британии.

Когда на кулаках бились мужики и бабы из низших сословий, никто на это не обращал внимания. Но в начаде 18-го века, это занятие получило широкую известность благодаря интересу к нему представителей высших сословий. Спортивный кулачный бой родился в начале 18-го века из традиционных боёв за приз, а знаменитый промоутер таких боёв Джеймс Фигг считается отцом-основателем современного бокса.

Организованный кулачный бой, или бокс, возникший в начале 18 века, с тех пор прошел несколько периодов своего развития. В 1700-х годах Джеймс Фигг открыл в Лондоне "Школу единоборства и самообороны". Фигг считается отличным боксером, хотя, на самом деле, он был первым промоутером бокса как спорта и зрелища, а также искусным бойцом на мечах и боевых палках (квотерстафф и каджел). Стараниями Фигга этот вид спорта, в котором раньше использовались удары руками, ногами и борцовские приемы, превратился в искусство чисто кулачного боя. В те времена не было весовых категорий, боксерских перчаток, предельного количества раундов и перерывов для отдыха.

Хотя Джеймс Фигг считается первым чемпионом по боксу, сам он в основном участвовал в поединках с оружием, но на арене, которой он владел, под его руководством и участии организовывались кулачные бои. Поэтому его по праву называют отцом бокса. Но есть у бокса и бесспорная мать, но о ней чуть позже…

Fistfight
Women fistfight in the street
Fragment of a 18th century engraving.

В 1743 году ученик Джеймса Фигга, Джек Бротон, известный теперь как "Отец английского бокса", впервые обнародовал созданные им "Правила Бротона", которые вскоре стали стандартными правилами бокса. Согласно этим правилам, раунд заканчивался, если один из бойцов был сбит с ног или выброшен за пределы ринга. Бой завершался, если один из бойцов не мог оправиться от нокдауна в течение 30 секунд. Боксерский поединок мог завершиться нокаутом, капитуляцией или вмешательством полиции. Правила Бротона действовали до 1839 года, когда вступили в силу лондонские правила призового ринга, по которым поединки стали вестись на квадратном ринге площадью 24 квадратных фута, ограниченном канатами.

Как только широкая публика узнала о существовании кулачного боя как спорта, она также узнала, что им уже занимаются не только мужчины.


"Роль женщин в боксе".
Фрагмент гравюры
Томаса Роуландсона, 1811г.
Во время боксёрского
поединка в знатном доме
две дамы, болеющие за разных боксёров
устроили параллельный бой

В книге "Путешествие авантюриста" Мартина Ногу, опубликованной в 1728 году, сообщается о бое двух женщин, "раздетых до пояса". Джеймс Пеллер Малколм в своем сборнике "Манеры и традиции Лондона" собрал большое количество упоминаний о кулачных бойцах женского пола, выступавших в двух традиционных местах в Лондоне, где проводились различные единоборства - в "Хоккее на яме" и в "Амфитеатре" Джеймса Фигга.

В 18 веке бокс приобрел популярность в Британии - и мужчины и женщины низших сословий дрались за приз (а иногда и для куража). Но особенно популярен бокс стал у мужчин-аристократов (знатные дамы естественно на кулаках не дрались - это было делом простолюдинок; впрочем, на фрагменте одной из гравюр дерутся две дамы-болельщицы на боксерском матче в аристократическом доме).

По традиции женский кулачный бой считался постыдным и дурным делом, поэтому женские бои редко афишировались. Тем не менее, женские поединки чаще всего представляли собой организованные состязания, а не спонтанные драки. Единоборки обычно тренировались перед поединками, чтобы повысить свой шанс победить. Несмотря на то, что дрались обычно за деньги, причиной поединка могла стать ссора или ревность.

Немецкий путешественник Захарий Конрад фон Уффенбах посетил Лондон в 1710 году, где он присутствовал на боксерском поединке, на котором сидевшая рядом зрительница рассказала ему, что "тоже дралась в том же месте с другой женщиной, причем, по ее словам, бой шел без перерывов и остановок. Они обе дрались упорно и обе были в крови". Этот разговор состоялся за девять лет до того, как Джеймс Фигг организовал свои чемпионаты.

Fistfight
Кулачный бой в Лондоне

Этот старинный бокс за приз (особенно, в исполнении женщин), на самом деле, был ближе к кикбоксингу с элементами борьбы, чем к современному боксу. В соответствии с тогдашними правилами, женщинам дозволялось наносить удары кулаками, использовать стопы и колени для ударов в любую часть тела. Они также могли терзать, царапать, захватывать и бросать друг друга. Следствием этого были серьезные ранения одной или обеих участниц. В те времена боксерские матчи были кровавыми, и кулачные бои среди женщин из простых сословий велись без перчаток и "до конца". Эти женщины видимо были ближе к "природе", жестче и свирепее, чем деликатные и покорные викторианские дамы. Иногда боксерши выступали обнаженными до пояса. Образ кровожадной, агрессивной, потной, окровавленной (и часто гологрудой) женщины выражал волнующее животное начало и страсть, редко встречавшиеся у сексуально скованных викторианских женщин. Этот образ щекотал чувства мужской аудитории, но, в то же время, решительно опровергал устоявшееся мнение о женском поле как о пассивном, мягком и слабом.

Из-за относительно небольшого количества женщин, способных драться, женщины бывало выходили против мужчин, и иногда их побеждали, но чаще женщины получали серьезные травмы. При сильных повреждениях швы накладывались на месте, чтобы бой мог быть продолжен, даже со сломанными носами и челюстями, выбитыми зубами и подбитыми глазами.

Первый запротоколированный женский боксерский матч на голых кулаках состоялся в 1722 году в Лондоне, в Пансионе (рядом с современной Оксфордской площадью), в котором Элизабет Вилкинсон, 'городская чемпионка', победила некую Марту Джонс. Элизабет Вилкинсон считается первой зарегистрированной чемпионкой в кулачном бою.

Позже, Элизабет Вилкинсон вышла замуж за некоего Джеймса Стокса, который владел боксерским павильоном на Айлингтон Роуд в Лондоне и являлся конкурентом Джеймса Фигга. Элизабет Стокс успешно выступала в павильоне мужа и называла себя "европейской чемпионкой". На самом деле, в то время она уже дралась не столько с помощью кулаков, сколько с разными видами холодного оружия, такими как кинжал, легкая рапира, каджел (короткая палка, палица) и квотерстафф (боевой шест).

Это было время, когда на лондонских аренах разрешили проводить запрещенные до этого бои за приз на голых кулаках. Они несомненно отличались от традиционных фехтовальных поединков (со шпагой или палкой) тем, что в них необходимо было проявлять мужество в непосредственном контактном кулачном бою. Тони Ги, исследуя раннюю историю кулачного боя за приз, обнаружил, что в 1720х годах Элизабет Стокс являла собой редкий пример бойца, способного драться на обеих аренах, в равной степени успешно, с оружием и на кулаках. Он писал следующее: "Вопреки распространенному представлению, от бойцов никогда не требовалось, чтобы они выступали в обеих дисциплинах, хотя случалось, что боксерский поединок бывал вторым номером после боя с оружием. Элизабет Стокс первоначально участвовала в единоборствах "двое на двое", в которых она дралась на пару со своим мужем против других пар. В таких "смешанных" поединках женщинам дозволялось драться только друг с другом и никогда - с мужчинами. Однако, независимо от того, дралась ли она один на один или в паре, Элизабет Стокс всегда объявляла о своих кулачных поединках как об "индивидуальных". Мало кто сомневается, что в 18-м и 19-м столетиях женщины боксировали за приз, однако такие бои редко протоколировались и не воспринимались серьезно комментаторами того времени, а поздее – историками.


Elizabeth Wilkinson-Stokes presented
in the documentary "History of Violence".
UK TV Play
Challenge
Вызов Элизабет Вилкинсон

К сожалению, не так много известно о жизни Элизабет Вилкинсон-Стокс, этой удивительной и выдающейся спортсменки, основательницы и изобретательницы особого женского стиля в боевых искусствах. Она - первая известная боксерша и участница "смешанных боевых искусств" (которыми тогда называли поединки с различными видами оружия). Надо отметить, что женские кулачные бои были тогда по сути ближе к современному ММА, чем к современному боксу. Элизабет дралась на улицах, на спортивных аренах и в театрах Англии – как против женщин, так и против мужчин – на кулаках и с оружием (шпага, легкая рапира, квотерстафф, кинжал, каджел и другими видами).

Сохранившиеся документы содержат немного деталей о жизни Вилкинсон. Хотя подробности её детства и её семьи остаются тайной, известно что она происходит из английского рабочего класса, что было типично для боксеров восемнадцатого века.

Элизабет родилась приблизительно в 1700 году и называла себя "уроженкой знаменитого города Лондона". До конца не ясно, является ли Вилкинсон её фамилией по рождению. В книге 1735 годв "Жизнеописание наиболее известных преступников" описана жизнь и преступления некоего Роберта Вилкинсона, призового бойца, пользовавшегося дурной славой вора и убицы, повешенного за свои преступления в 1722 году. Любопытно, что раздел, описывающий жизнь Роберта Вилкинсона, заканчивается врезкой газетного сообщения о событии, происшедшем через несколько дней после казни Роберта. В этом документе впервые содержится упоминание о Элизабет Вилкинсон. В нём сообщается о том, что Элизабет Вилкинсон вызывает на поединок на ринге некую Ханну Хайфилд. Поскольку автор не даёт никаких комментариев к этому сообщению, возникает мысль, что существовала какая-то связь между этим преступником и женщиной с той же фамилией. В газете "Ивнинг Пост" за 9 апреля 1928 года высказано предположение, что Элизабет была женой Роберта, который дрался на призовом ринге арены "Хоккей в Яме". Однако колумнист Кристофер Джеймс допускает, что Вилкинсон – это сценический псевдоним, а не настоящая фамилия. Он считает, что она могла выбрать себе такой псевдоним, чтобы устрашать своих соперниц, поскольку имя этого ужасного человека было тогда у всех на устах. После её первого документированного боя в июне 1722 года, её бойцовская карьера продолжалась по крайней мере до 1728 года.

Challenge
"Дуэль проституток" работы Поля Баллурьяна.
Из книги "Женское регентство в истории человечества".

Перепечатка с сайта from MorphoGallery

Джеймс Пеллер Малколм (1810) ссылается на "Лондонский журнал" от 23 июня 1722 года, в котором содержится репортаж о бое между двумя женщинами: "Бокс на публике, стал с недавних пор популярным в Бер-Гардене (традиционное место травли медведей) как состязания мужчин, но до прошлой недели мы не слышали о том, чтобы таким образом состязались представительницы женского пола. И вот, впервые в "Театре Войны" в Хаксли состоялась длительная женская битва, у которой её участницы проявили небывалую доблесть перед немало удовлетворенной публикой". После этого описания было помещено следующее объявление: "Я, Элизабет Вилкинсон из Клеркенвелла, имевшая разговор с Ханной Хайфилд, требую сатисфакции и приглашаю ее встретиться со мной, чтобы боксировать на спор в три гинеи; каждая из нас должна держать в руке полкроны, и проигравшей будет считаться та, которая первой уронит монету на пол. "Элизабет Вилкинсон победила, а вскоре после этого она побила другую кулачную бойчиху из Биллингсгейта - Марту Джонс. О том поединке известно только, что он длился 22 минуты".

В книге 1890 года Джорджа Клинча "Мэрилебон и Ст. Панкрас [районы Лондона]: их история, знаменитости, сооружения и организации" написано следующее: "В дощатом доме на Мэрилбоун Филдс завтра, в четверг 8 августа (1723г.) состоится необыкновенный Боксерский Поединок за десять фунтов между корзиночницей Джоанной Хайфилд из Ньюгейт Маркета и городской чемпионкой по боксу. Такой битвы не было уже 20 лет, и эти героини так же храбры и сильны как древние амазонки. Зрителей ожидает огромное удовольствие от зрелища битвы этих доблестных бойцов женского пола. Они начнут поединок в обычное время, а до этого публику будут развлекать фехтовальщики на палицах. Ученик мистера Фигга, который прошлым летом вызывал на поединок мистера Стокса, будет драться до первой крови с учеником мистера Стокса за три гинеи. В прошлую среду бой не состоялся из-за погоды". Кстати, из этого сообщения можно сделать вывод, что двадцать лет до этого (то есть, в 1703 году) состоялись другие женские поединки.

По свидетельству Джеймса Пеллера Малколма (1810) кулачные бои за приз, как и травля медведей были запрещены в Лондоне по крайней мере до 1724 года, хотя полиция редко вмешивалась, чтобы остановить эти мероприятия.


Британская кулачница.
Иллюстрация Майка Файлза
Из книги
"Fight Card: Blood to the Bone".

Хотя Джеймс Фигг теперь считается "чемпионом английского бокса с 1719 до 1730", сам Фигг сильно удивился бы этому, поскольку был знаменит прежде всего как фехтовальщик и боец в смешанных боевых искусствах (в те времена этим термином называли единоборства с различными видами оружия) – он состязался на квотерстаффах и кинжалах. Бокс был в те времена новинкой, и редкие боксерские поединки устраивались в созданном им театре. Это привлекало публику и приносило доход, но сам Фигг, по-видимому, даже не участвовал в кулачных боях. Каждого участника боксерского или фехтовального поединка тогда называли "чемпионом". Фигг считал ниже своего достоинства драться на кулаках. Так, что неверно считать его чемпионов в боях на голых кулаках. Самыми знаменитыми кулачными бойцами в 1725-26 годах был некий "Венецианский гондольер" и англичанин по имени Уиттакер. Джеймс Фигг организовывал их встречи у себя в амфитеатре, рекламируя эти поединки как "честный бой" и имел с этого хорошую прибыль.

В "Анекдотах о манерах и традициях Лондона в 18-м веке" Малколм (1811) писал: "В августе 1725 года, на радость зрителей, в амфитеатре мистера Фигга на Оксфорд-роуд, отличающемся первобытной свирепостью, произошла фехтовальная схватка. Чемпион Кента Саттон и мужественная героиня из того же графства вышли на поединок с лондонской парой – мистером Стоксом е его обожаемой напарницей. Был разыгран приз в 40 фунтов – участнику или участнице этой схватки, нанесшему наибольшее количество порезов шпагой и 20 фунтов за наибольшее количество ударов квотерстаффом – это в дополнение к ценному подарку в коробке". Естественно полагать, что "обожаемой напарницей" была Элизабет Вилкинсон. Она стала партнершей мистера Стокса и продолжила свою борйцовскую карьеру за пределами ринга для кулачного боя – как фехтовальщица и мастер смешанных боевых искусств (повторимся, что так в те времена называли занятия различными видами единоборств). Ирландка, боец ММА, которая, видимо, не занималась боксаом, стала для Элизабет соперницей номер один. "Еженедельная Газета" от 2 октября 1726 года объявила о появлении ирландской Элизабет Вилкинсон (в заметке впервые упоминается, что Элизабет замужем): "Я, Мэри Уэлш, из Королевства Ирландии, знакомая с благородной наукой обороны, считающая себя единственной среди такого рода женщин в Европе и осведомленная о том, что в данном королевстве есть другая дама, проявившая себя в поединках на сцене, вызываю её на поединок на тех видах оружия, которые используются в её амфитеатре, чтобы доказать зрителям то, в чем я нисколько не сомневаюсь, что моё мастерство и мужество выше, чем у неё".

Нью Йорк Таймс от 23 июлся 1928 года цитирует лондонскую газету Дейли Пост за 1828 год: "Я, Энн Филд, погонщица ослов из Стоук Ньюингтон, хорошо известная умением боксировать и защишать себя, имела стычку с миссис Стокс, считающейся европейской чемпионкой. Я вызываю её на честный поединок по боксу за 10 фунтов – с падениями и вставаниями; я желаю доказать своё превосходство и заставить её признать, что я – чемпионка сцены".


Призовой ринг
Работа Kirby

Ответ звучал так: "Я, Элизабет Стокс, жительница Лондона, не дралась с момента 29-минутного боя с пресловутой женщиной из Биллингсгейта, в котором я добилась абсолютной победы, это было 6 лет назад. Но поскольку пресловутая погонщица ослов из Стоук Ньюингтон посмела вызвать меня на бой за 10 фунтов, я заверяю ее, что я не упущу случая сразиться с ней за эту сумму. И нет сомнений, что оплеухи, которые я ей надаю, будут поувесистее, чем те, что она раздает своим ослам". То, есть, Элизабет Стокс и в конце своей бойцовской карьеры не оставляла призовой кулачный ринг. В то время как бой между Венецианским Гондольером и Уитаккером продемонстрировал огромную популярность и прибыльность бокса, бой на кулаках между Элизабет Стокс и Энн Филд стал важнейшим событием представления 7 октября 1728 года, тогда как мужские бои явились андеркардом женского боя. Возможно, в этот же день состоялись представление с фехтованием на малых рапирах и мужской кулачный бой, но не за десять фунтов стерлингов, а всего лишь за одну гинею (это золотая монета, по стоимости приблизительно равная фунту).

Возвратимся к поединку Элизабет Стокс с Мэри Уэлш. В большинстве раннних женских боёв на голых кулаках участвовали ирландки, часто упоминаемые как безымянные уличные женщины или проститутки. Мэри Уэлш, вероятно, была выдающейся спортсменкой, добившейся персонального признания. Она добилось славы в ММА до того как услышала имя Элизабет Вилкинсон-Стокс. Мэри Уэлш также была опытным бойцом на кинжалах и квотерстаффах. Можно предположить, что она проиграла бой Элизабет Стокс, имевшей преимущество родных трибун. Что касается Элизабет Стокс, считалось, что она вышла замуж за Джеймса Стокса. Но исследователь Кристофер Джеймс Шелдон не смог обнаружить в архивах 1720-х годов их свидетельства о браке. Если предположить, что она вышла за него раньше, то этим можно объяснить прекрасное владение приемами ММА, ведь неоегко понять, каким образом она стала первоклассной фехтовальщицей и бойцом, ведь фехтование – это искусства, которому учатся годами. Возможно, она ассистировала своему мужу, также спортсмену ММА. Женские поединки с оружием были весьма жестокими и часто сопровождались множественными кровавыми ранами, особенно, если на кону был хороший приз. Вот как ответила вызванная на поединок Элизабет Мэри Уэлш: "Я, Элизабет Стокс из знаменитого города Лондона, известная как Непобедимая Городская Чемпионка за мое умение и достижение в боевой науке [ММА, то есть, с оружием]. Я никогда не сражалась с представительницами своего пола, и я всегда уходила с помоста с победой и с апплодисментами. И я без колебания принимаю вызов Ирландской Героини. Я не сомневаюсь в своих силах, и хочу поддержать свою репутацию и показать всем в своей стране, что я великолепно подготовлена к честному поединку и не уроню звание их Чемпионки". То есть, Элизабет Вилкинсон-Стокс утверждала, что никогда не дралась в стиле ММА ни с кем, кроме мужчин. И это вовсе не так невероятно, как может показаться на первый взгляд – "как это джентльмен дерется с дамой". Известно, например, что в 1725 году знаментитый боец Нед Саттон участвовал в поединках на шпагах с женщинами.

Prize fighting
"Женский кулачный бой за приз в Миддлсборо"
"Национальная Полицейская Газета", 1882г.
Strange Company

Джеймс Питер Малколм в своей книге 1810г. приводит газетное объявление 1727 года: "В понедельник 17 июля 1727г на Айслингтон Роуд состоится представление, на котором померяются силами две пары, которые обменялись посланиями. "Мы, Роберт Баркер и Мэри Уэлш из Ирландии часто оскверняли наши шпаги о жирные пуза тех, кто имел наглость оспорить наше мастерство. Теперь мы считаем необходимым бросить вызов мистеру Стоксу и его смелой амазонке-вираго и позвать их на сцену, на которой, мы надеемся, удовлетворим нашего господина. Он поставил на кон двадцать гиней, и они достанутся той паре, которая нанесёт соперникам больше порезов. Победители также получат приз от устроителей. И, если наши шпаги, квотерстаффы, ярость, неистовство и решимость восторжествуют, наши друзья не будут разочарованы".
На это был получен следующий ответ: "Мы, Джеймс и Элизабет Стокс из города Лондона, давно и успешно прошедшие проверку возможностей и сил наших сильных тел, умелых рук и мужественных сердец, не можем не воспользоваться такой прекрасной возможностью и не принять вызов наших находчивых соперников, чтобы еще раз подвердить городу наш высокий авторитет на горе нашим антагонистам. Это будет последний выход Элизабет на сцену… В уведомлении о предстоящем бое было также сказано: "Начало представления - в три часа, а бойцы выйдут в шесть и будут сражаться в традиционных одеяниях".

Американский дипломат 19-го века Джордж Марш в своей лекции по английскому языку в 1961 году процитировал газету Нью-Йорк Трибюн за октябрь 1858 года, которая перепечала такое газетное объявление, относящееся к 1720м годам (это объявление отличалось витиеватым и труднопереводимым языком): "Я, Феликс Мэгвайр, главный специалист [по единоборству] Королевства Ирландии и тренер заслуженного бойца, мистера Холмса, который в этом сезоне дрался с самим знаменитым мистером Фиггом и заслужил апплодисменты зрителей. В среду, одиннадцатого числа текущего месяца, я имел честь лично сразиться с мистером Фиггом и нанести ему отличный удар в живот и добавив кое-что ещё, сумел убедительно доказать публике свое высокое мастерство. После чего он неожиданно вызвал на поединок присутствующую там миссис Стокс, титулованную, непобедимую, несокрушимую и непревзойденную чемпионку города. [Мистер Фигг] стал демонстрировать своё мастерство и при этом громко порицать технику и методику мистера Холмса. К моему глубокому сожалению, я вынужден был это видеть и слушать, а ведь, как я сказал, что указанный джентльмен – мой ученик. В связи с этим, я пользуюсь случаем пригласить мистера Джеймса Стокса и его жену Элизабет встретиться на поединке двое на двое – против меня и одной боевой дамы, которую я тренировал боевой науке с раннего детства и которая вряд ли уступит миссис Стокс, как некоторые могли бы подумать".

Действительно, успехи и титулы Элизабет Стокс и Джеймса Фигга привлекали других мастеров единоборств, которые стремились вызывать их на поединки. Неясно, в каком стиле Феликс Мэгвайр сражался с Джеймсом Фиггом и чем он нанес ему удар в живот – кулаком или оружием, скорее всего, второе, поскольку Мистер Фигг был мастером именно в поединках с оружиям, а не в боксе, как многие полагают. Вышеупомянутый вызов – ещё один пример поединков смешанных пар в стиле ММА.

"Муж и жена дерутся как гладиаторы в 1727 в Лондоне"году

Многие, конечно слышали о гладиаторах в Древнем Риме, но гораздо меньшее число людей знают о боях, происходящих в Лондоне и по всему Британскому архипелагу в течение семнадцатого и восемнадцатого столетий.

Хотя такие ритуальные бои в семнадцатом веке проводились в основном на далёких окраинах империи, в таких местах как Барбадос и Ямайка, но в Лондоне также было одно печально знаменитое место в Лондоне - Бер Гарден (Медвежий сад). В 1672 году француз Жозевин Рошфор, посетивший это место написал:

"Мы посетили Бергарден, где происходят бои между различными животными, а иногда и между людьми, один такой бой мы наблюдали. Когда мастера фехтования хотят продемонстрировать свое умение, навыки и удаль, они вызывают друг друга на поединки. Перед каждым поединком по городу проходит торжественный марш с барабанами и трубами, чтобы информировать публику о том, что в этот день предстоит поединок великих мастеров науки защищаться."

То, что происходило после такого торжественного марша было жестоко и ужасно. В назначенный час, под трубы и барабанный бой двое бойцов выходят на сцену, оголяют грудь и по сигналу оголяют клинки и начинают драться. Бой продолжается до тех пор, пока один из бойцов не признает поражение или не будет способен продолжать поединок. По свидетедьству Рошфора бойцы продолжают бой, даже получив жестокие ранения, включая отрубленные уши, рассеченные черепа наполовину разрезанные руки. Бои проводятся с различными видами оружия, включая мечи различной конфигурации, боевые топорики, каджеты, рапиры, цепы, копья, алебарды, квотерстаффы, а также комбинации - рапира и кинжал, меч и щит, меч и боевая перчатка. Хотя, смертельный исход не предусматривался, раны бойцов могли быть настолько серьёзными, что могли и привести к смерти.

В течение всего восемнадцатого столетия амфитеатры, основанные известным фехтовальщикм и кулачным бойцом Джеймсом Фиггом “стали местом сбора самых знаменитых мастеров и мастериц боевых искусств". Двадцатого ноября 1725 года журнал Гэстс объявил о грядущем гладиаторском бое с участием женщин:

“Мы слышали, что некие джентльмены из Ирландии привезли ирландскую богатыршу, чтобы та сошлась с миссис Стокс, знаменитой в городе отважной чемпионкой. Делегация уже прибыла в Лондон, и мы считаем, что ирландка при её росте и телосложении способна показать миссис Стокс где зимуют раки. Но и миссис Стокс, будучи истинной гостеприимной англичанкой, достойно примет и проводит её от всей души. Это безусловно будет беспрецедентно увлекательное развлечение. В амфитеатре у Фигга без сомнения соберётся несметное количество джентльменов, посмотреть на это небычное зрелище". На напечатанной рядом афише поединков в амфитеатре Фигга (справа) была изображена женщина, без сомнения, Элизабет Стокс.

) "Каджел - короткая деревянная круглая булава, традиционно изготавляемая из ясеня, со специальным приспособлением дял защиты кисти - "рукояточная корзинка". Каджел был популярным оружием в 18-м век в Британии.Б/i>

She Made the History

В Краткой Истории Английского Бокса есть перечень ранних чемпионов: "Мужчины: 1725/26, Уиттакер, Пиртри, Гриттон. 1727б Джон Гриттон. Женщины: 1720е, Элизабет Вилкинсон-Стокс". Элизабет Стокс была выдающимся кулачным бойцом, независимо от пола. В то же время, существует мало оснований включать Джеймса Фигга в Галерею Боксерской Славы как бойца, а не промоутера бокса, кем он на самом деле был. И несправедливо, что "непобедимая английская чемпионка", Элизабет Вилкинсон-Стокс, превосходно владевшая квотерстаффом и шпагой в поединках против мужчин, а до этого успешно сражавшаяся на голых кулаках, не попала в Галерею Боксерской Славы.

Lady boxer Barrimore
‘Баронесса Бокса’
Леди Берримор

Когда мы изучаем историю заманчиво обнаруживать в ком-то зачатки будущего развития того или иного направления жизни. Очевидно, что Элизабет Вилкинсон-Стокс была предтечей спортивных единоборок будущего, причем не в одном, а сразу в нескольких видах единоборств. Это и бокс, и кикбоксинг (ведь в боях за приз использовали не только кулаки), и единоборства с различными видами оружия, в чём она достигла наивысшего успеха. И тем не менее, у нее не прослеживается прямых последовательниц, и она кажется некоей аномалией в мужском мире бокса и ММА.

Необходимо отметить, что кулачные бои того времени можно условно разбить на два вида – бои, организованные по запросу двух участников, желающих драться за приз и бои, организованные в форме спектакля, на специально подготовленной арене, иногда с участием "режиссеров". Бои второго вида часто были срежиссированны и по сути являлись одним из направлений театра бурлеска, в котором работала целая труппа бойцов обоего пола. Тем не менее, реальные бои за приз часто организовавали как спектакль для зрителей, который проходил в специальном загоне, называемом "бойцовской ямой".

Fistfight in a fish market
Кулачный бой на рыбном рынке
в Биллингсгейте
Рисунок Генри Томаса Элкена. 1820г.
С сайта PastPages

В 1768 году в "Амфитеатре" женщина-боец по кличке "Пег-синяк", одетая в белые чулки и голландские панталоны, метелила всех своих соперниц, к удовольствию нескольких сотен зрителей. В 1776 году знаменитый американский боксер Джордж Мэддокс и его сестра Грейс ездили по стране и боксировали с местными боксерами. Грейс также боксировала, причем не только против женщин, но и против мужчин, которых она неизменно вызывала на поединок после очередной победы брата.

Местная газета графства Эссекс сообщала: "В августе 1793 года состоялся яростный кулачный бой в Элмстеде, возде Клемсфорда в Эссексе, в котором участвовали две ДАМЫ с боевым духом. Обнаженные до пояса и без головных уборов, они упорно сражались на равных в течение 45 минут. Девушки дрались отчаянно, несмотря на то, что одна из них была ужасно побита, так что можно было опасаться за её жизнь. Несмотря на попытки её жестокого мужа заставить её продолжать поединок, он был остановлен".

А вот как описывали жестокий бой между двумя женщинами, происходивший в 1794 году: "В течение двух часов (!) накал борьбы не ослабевал, до тех пор, пока старшая соперница почти перестала видеть поле боя - ее левый глаз закрылся в результате опухания верхнего и нижнего век, а правый заплыл и кровоточил; бой продолжался еще более 40 минут… на телах бойцов уже не было места даже размером с пенни, на котором не видны были бы явные следы свирепой драки. Их груди сильно увеличились, но, тем не менее, они не переставали наносить удары по этим чувствительным тканям, не обращая внимание на вопли соперниц, извергавшиеся при каждом успешном ударе. Все это безусловно вызывало наслаждение у зрителей, а каждый ободряющий выкрик заставлял женщин усиливать натиск".

Женщины занимались боксом в течение всего восемнадцатого столетия; за приз дрались и мужчины и женщины. В 1795 году легендарные чемпионы Даниэл Мендоза и “Джентльмен” Джон Джексон даже были секундантами на поединке за приз в 11 гиней между миссис Мэри Энн Филдинг и женщиной, по кличке “Еврейка с Вентворт стриит”. Женщины дрались за этот приз в течение 80 минут, в течение которых было зафиксировано более 70 нокдаунов.

Женский бокс существовал и в начале 19 века. Например, 24 марта 1807 года ‘Морнинг Кроникл’ сообщал: "Несколько кулачных боев среди представителей низших классов состоялись в лесу Хомси, но один из них привлёк наибольшее внимание публики. Это был женский поединок между Бетти Дайсон, продавщицей рыбы и Мэри Мэхони, тоже рыночной торговкой. Эти амазонки дрались как мужики в течение 40 минут, до тех пор пока обе не стали ужасно обезображены от ударов. У Бетти распухли веки, и она уже ничего не видела, но у нее отсосали ланцетом кровь, и она мужественно продолжила бой, до тех пор, пока Мери не сдалась. Бетти получила пальмовую ветвь и приз в 5 гиней".

Последний известный бой довикторанской эпохи состоялся в 1822 году. Ирладка Марта Флаерти дрпалась с англичанкой Пег Кэри за серьезный приз в 17 фунтов 10 пенсов. Поединки среди женщин на голых кулаках собирали толпы зрителей. Эти зрелища устраивали для идущих на работу или для возвращающихся с работы работяг.

В начале 1790х годов некая леди Бэрримор, которую называли "Баронессой бокса", занималась боксом, чтобы развлекать своего мужа, страстного поклонника бокса. История этой "боксерской баронессы" довольно любопытна. Бокс, или пугилизм (pugilism), как его тогда называли в Британии, являлся страстным увлечением графа Бэрримора. В те времена было модно среди знатных юношей и молодых мужчин заниматься боксом, даже Принц Уэльский развлекался этим в юные годы. Граф постоянно держал около себы спарринг-партнёра, а затем стал боксировать со своей любовницей, мисс Шарлотт Гаулдинг. Леди, которую даже трудно так называть, была и не знатной, и не богатой – она была дочерью торговца портшезами. Это, видимо, была страстная любовь. В июне 1792 года пара поехала заключать тайный брак в Гретна-Грин (пограничная шотландская деревня, где заключались браки между специально приезжавшими из Англии молодыми парами). Хотя до Шотландии они не доехали, но вскоре поженились, а новоиспеченная Леди Бэрримор наслаждалась спаррингом на голых кулаках со своим мужем. Но счастье длилось недолго, в 1793 году граф случайно нажал на курок мушкета и погиб в возрасте 24 лет, оставив жену в разорении. После этого она прожила долгую жизнь среди низов общества и проституток, где навыки кулачного боя были весьма полезны.

Fistfight
Из серии "Лондонские убожества" Томаса Роуландсона
С сайта MagnoliaBox

Вильям Хикки, хоггартовский повеса, увлекался жизнью низов восемнадцатого столетия и написал мемуары, в которых, среди прочего, приведено живое описание свирепой драки на Друри Лейн в Лондоне. "В зале стоял оглушительный гвалт, мужчины и женщины хаотически перешагивали через стулья, столы и скамейки, чтобы посмотреть своего рода разборку, происходившую на полу. Две дьяволицы в странном образе людей сошлись в драке, царапаясь и боксируя. Их лица были полностью залиты кровью, груди обнажены, а платья разорваны. В течение нескольких минут никто не встревал в драку, никто не волновался о том, что может с ними приключиться, и поединок шел к жестокой развязке". Этот поединок мог быть обычной дракой в баре, однако "Лондон Таймс" продолжал публиковать сообщения о регулярных женских боксерских матчах, проводившихся по тем же правилам, что и мужские. Но тон подобных репортажей стал меняться в начале девятнадцатого столетия, когда кулачный бой стал казаться шокирующим для чувствительности среднего класса. Когда Бетти Дайсон, продавщица килек встретилась с другой рыночной торговкой, Мери Махони, "Таймс" (от 24 марта 1807) комментировал это так: "Амазонки дрались в течение более 40 минут и были обезображены от полученных ими тяжелых ударов. Это было самое отвратительное зрелище". "Спортивный журнал" за декабрь 1811 помещает репортаж, озаглавленный "Бокс амазонок". Две женщины, Молли Флауер и Ненни Гент дрались, чтобы разрешить семейный конфликт – приз составлял стоимость одной пинты джина и новой шали. После 20-минутной борьбы Флауер победила. Схватка произвела на автора большое впечатление: "Обе женщины умело боксировали, нанося и выдерживая удары в голову более сильные, чем второсортные кулачные бойцы. В двенадцатом раунде Ненни сталo немного шатать и она капитулировала в следующем раунде, сбитая с ног ловким ударом Молли". Другой поединок состоялся в 1822 году, за 15 лет до восхождения Виктории на трон, которое впоследствии приведет к кардинальным изменениям в английских нравах. В поединке сошлись Марта Фларти и Пег Кари. Как это нередко случалось в подобных случаях, промоутеры схватки рассчитывали привлечь и возбудить публику враждой между англичанами и ирландцами. Социальный статус обеих участниц был очевиден: они дрались за приз в 17 фунтов 10 пенсов. Они начали бой в полшестого утра, чтобы они сами и зрители успели на работу. Фларти перед выходом на ринг хватанула полпинты джина. Возможно джин притупляет боль от получаемых ударов. Несмотря на серьезные травмы, она сумела победить.

Fistfight
Сатирический рисунок
Томаса Роуландсона
(полная версия карикатуры -
в иллюстрациях ниже)
С сайта HistoricEngland

Свидетельства о женщинах-боксерах приведены в книге "Знаменитые бои", опубликованной в 1803 году. В ней автор описывает случай, происшедший в самом начале девятнадцатого века рядом с лондонской "Короной" на Кренбурн аллее. "Корона" принадлежала "Великолепному" Джо Банксу, известномув те времена домовладельцу и близкому другу братства кулачных бойцов. Протагонистки, Эми Рассел и Джули Пайн, описаны как дамы, в равной степени хорошо известные жителям Сент-Джилса и полиции. Во время ссоры дамы решили выяснить отношения по правилам призового ринга, с Великолепным Джо в качестве рефери. "Затем две амазонки разделись до пояса, прибрали волосы, выбрали секундантов своего пола и попросили Джо судить поединок. В течение двадцати минут они яростно дрались посредине толпы, подбадривающей их. Раз или два они слишком увлекались, забыв правила призового ринга и рвали друг друга в буквальном смысле зубами и ногтями, но Джо вмешивался и, хотя эти две самки (мы не можем назвать их женщинами) не выходили из состояния озверения, они сдерживали свои естественные наклонности рвать и терзать и бились как мужчины, нанося друг другу удары кулаками, пока кровь не потекла потоками, заливая их лица и груди".

В Викторианскую эпоху женские кулачные бои были запрещены и проводились подпольно, пока в конце 19-го века, в период зарождения женской эмансипации не появились первые "чемпионки мира по боксу" (но это произошло в Америке).

В 18-м веке широкое распространение бокса совпало с неожиданными изменениями взглядов на роль женщин, которые стали играть заметную роль в обществе Люди стали осознавать, что женщины тоже способны к физическому насилию, они способны наностить травмы и держать удар. В этом скрытый смысл карикатуры Томаса Роуландсона (справа), в основу которой заложены некоторы исторические факты - см. в иллюстрациях ниже.

В середине 19-го века женские поединки за приз происходили по обе стороны Атлантики. Из-за относительно небольшого количества женщин-участниц, женщины бывало выходили против мужчин, и иногда их побеждали. Но чаще женщины получали серьезные травмы, по крайней мере одна – смертельную. При сильных повреждениях швы накладывались на месте, чтобы бой мог быть продолжен, даже со сломанными носами и челюстями, выбитыми зубами и подбитыми глазами. Американки с "Дикого Запада" особо отличались отчаянносй смелостью и в равной степени владели пистолетом и кулаками.

В 1856 году газета Нью-Йорк таймс опубликовала репортаж "Женский бой за приз": "Интересное место в Чикаго называется Пески. В воскресенье на берегу озера состоялся бой за приз между двумя опухшими от виски местными бабами, в присутствии 50 или 60 зрителей обоего пола. Оборудовали ринг, назначили секундантов. Две деградировавших особы обнажились до пояса и стали драться. Бой продолжался около 20 минут, в течение которых вопли и визги бойчих были слышны за четверть мили от места поединка".

Местная газета штата Нью-Хэмпшир (США) опубликовала в 1860 году репортаж о заранее намеченном бое, проходившем в Манчестере: "Прошлым вечером, около школы Рамфорда, сосоялся постыдный женский поединок за приз. Бой состоял из восемнадцати раундов и длился двадцать минут. Бой наблюдала огромная толпа местных жителей. Наш корреспондент опоздал на поединок и не смог узнать имя победительницы, которая быстро покинула арену. Зато мы знаем имя проигравшей – это знаменитая миссис Сторин, которую хорошо потрепали в этом бою. Свидетели поединка рассказывают, что жещины дрались яростно, стремясь победить любой ценой, а миссис Сторин оказывалась в нокдауне почти в каждом раунде, хотя ей удалось первой пустить кровь сопернице. Обе бойчихи тренировались перед боем в течение нескольких недель".

Эти дикие и зверские кулачные бои до капитуляции стали жестко регулироваться после того, как в 1867 году маркиз Куинберри ввел новые правила бокса, основанные на идеях Грема Чамберса. Важнейшим новшеством было обязательное ношение боксерский перчаток. Были определены многие параметры боксерского поединка: размеры ринга, вес перчаток, счет до десяти для фиксации нокаута, три минуты на каждый раунд и минута – на перерыв. Правила Чамберса-Куинсберри сделали боксерские бои короче и гуманнее.

Элизабет Вилкинсон-Стокс является предметом имперской гордости Британии, которая видит в её жизни ещё одно подтверждени доблести своих мужчин и женщин. Но в конце 19-го века, когда возникли предпосылки распада Британской Империи, а Америка развивалась семимильными шагами, мужчины по обе сторны Атлантики стали переосмысливать свою маскулинность, они активно заялись теми видами деятельности, которые подчеркивали их мужскую природу и представляли их как атлетов и любовников, способных нападать и держать удар в таком виде деятельньси как бокс. Бокс,долгое время считавшийся чисто британским видом спорта и развлечения, которым занимались и мужчины и женщины, стал распространяться по миру как чисто мужской вид спорта. Мужчины создали мифологическую историю бокса, игнорируя Элизабет Вилкинсон и возвысив лишь одного из её современников, Джеймса Фигга, хотя тот, как уже сказано, хоть и был бойцом и промоутером бокса, но по сути, не был выдающимся боксером.

Надо отметить, что стойкая любовь британцев обоего пола к кулачным боям, в частности, существование женщин, подобных Элизабет Вилкинсон-Стокс, характеризует их национальный характер: гордость, упорство, жесткость, целеустремленность, энергию, независимость. Недаром до сих пор популярна песня: " Правь Британия! Правь волнами: Британцы никогда не будут рабами!" А еще можно сказать, имея в виду женщину - кулачного бойца: "Британка, правь морями..."

Fistfight
Со старинной гравюры. Поединок за приз на лондонской улице, 18 столетие.

Поскольку известно очень мало подробностей о первых бойцах призового ринга женского пола, можно только делать предположения.
Необходимо поставить следующие вопросы:

- Каким социальным слоям принадлежали они?
- Как они выглядели и что надевали на поединки?
- Существовали ли правила и традиции женских поединков и какие?

Fistfight
Бой за приз на лондонской улице.
Старинная гравюра 18-го века.

Женщины решили сразиться по правилам 'призовой арены', они разделись до пояса, прибрали волосы и стали свирепо драться перед возбужденной толпой, собравшейся вокруг бойцов и подбадривающей их. Забыв о правилах призового ринга, они вцепились друг в друга буквально зубами и ногтями" - подпись под гравюрой.
По-видимому, это наиболее достоверное изображение женского поединка топлес за приз. Обычно в подобных уличных поеинках участвовали проститутки.
Иллюстрации (справа и слева) из книги Аллена Гуттмена "Женский спорт. История" (Columbia University press, 1991).

В отличие от знаменитых бойцов-мужчин, женщины призового ринга принадлежали к низшим слоям британского общества – они подвергали своё здоровье и жизнь серьёзной опасности с целью заработать несколько пенсов. Знаменитая Элизабет Вилкинсон-Стокс начинала свою бойцовскую карьеру как женщина из низкого сословия, состязаясь с торговками с рынка и с погонщицами ослов. Ткм не менее, она выросла в умелого сильного бойца, который боролся с соперниками обоего пола не только с помощью кулаков, но и с различными видами холодного оружия. Вероятно, к концу своей карьеры она поднялась по социальной лестнице, хотя выступление на сцене не рассматривалось тогда как слишком уважаемая профессия.

Кстати, призом победительнице не обязательно являлись деньги, это мог быть стакан джина, новая одежда и даже мужчина. Таким образом, любой поединок или драка, которые велись по принципу "победитель забирает всё", можно рассматривать как призовой поединок.

Большинство женщин-бойцов были очень бедны, и у них часто был всего один набор одежды, ведь это была домануфактурная эпоха. Поскольку бой за приз был кровавым действием, женщины "закрепляли волосы и обнажались до пояса", чтобы не испортить свою одежду. Это подтверждается свидетельствами современников о том, что женщины часто дрались топлес, особенно проститутки. Остаётся неясным, могли ли они приспустить верхнюю часть одежды или надевали юбки. Возможно, они дрались в нижних панталонах или даже голые.

Почему было принято у женщин-боксеров драться с обнаженной грудью в те времена, когда женщины на публике одевались очень строго? Существует такое вот оригинальное объяснение этого феномена (что согласуется с воззрениями доктора баронессы Любиньской): "На самом деле, это исторический факт, что в конце 18-го и в 19-м веках женщины участвовали в "свободных кулачных драках" за деньги перед простым людом. Это позволяло им заработать немного больше денег, по сравнению с обычной маленькой зарплатой. Да, они часто выступали с обнаженной грудью. Эти бои были продолжительными, и многие удары направлялись в верхнюю часть туловища. В те времена не хватало медикаментов, и любая одежда, которая была им доступна, могла бы быть грязной, так, что инфекция, попадающая в кожные повреждения от ударов, могла бы привести к опасным для жизни последствиям. Таким образом, более 'здоровым' было боксировать топлес."

На самом деле, профессиональные единоборцы, выступавшие на сцене перед приличной публикой, носили специальную униформу. Согласно одному из газетных сообщений о поединке миссис Стокс и Мэй Уэлш в октябре 1726 года, они выступали в закрытых жакетах, коротких юбках, чуть прикрывающих колени, в голландских панталонах, белых чулках и в туфлях-лодочках. Характерно, что одежда женщин-бойцов (весьма, кстати, практичная) так подробно описана, в то время как мало кого интересовала униформа бойцов-мужчин. Весьма вероятно, бойчихи собирали свои волосы в пучок, чтобы они не мешали обзору.

Elizabeth Wilkinson-Stokes
Элизабет Вилкинчсон-Стокс
в одежде для тренировок
на воздухе.
Реконструкция
Полины Гудвин

В британском документальном сериале 2012 года "Файт-клуб. История насилия" женские поединки 18-го и 19-го веков были преподнесены как своеобразные кетфайты без правил, а не как чистые кулачные бои. Хотя девушки в этом фильме не дрались топлес, а носили характерное для того времени нижнее белье простолюдинок, было отмечено, что девушки на самом деле могли иметь существенно меньше одежды, чем та, которую изображали актрисы. Историк из Британской Библиотеки сказал, что не существует реальных описаний кулачных боёв Элизабет Стокс, в то время как найдены документальные свидетельсва её поединков с оружием.

Обсуждая этот документальный фильм, Полина Гудвин, профессионал в исторической женской одежде, заявила, что считает вполне вероятным то, что Элизабет Стокс сражалась в подобной одежде, то есть в простой камизе (старинная ночная рубашка), особенно на выступлениях, где она демонстрировала свое боевой искусство на мужчинах. Она также могла носить тесные панталоны и легкие туфельки (а не тяжелые ботинки). Полина Гудвин изобразила Элизабет на тренировке на открытом воздухе, представив её крупной плотной девушкой.

No-holds barred
'Бой "без правил". 1897г.
Работа Жана Вебера

Согласно всем имеющимся свидетельствам о женских боях, большинство из них были предельно жестокими и кровавыми и продолжались до тех пор, пока одна из участниц физически не могла продолжать бой. Тем не менее, было разработано специальное "гуманное" правило для женщин, так называемо "правило пол-кроны" (предположительно изобретенноен самой Элизабет Вилкинсон-Стокс), заключающееся в том, что каждая из бойчих держит в руке полкроны, и та, которая во время боя первая уронит её, считается проигравшей.

Теперь попытаемся ответить на последний (но не второстепенный) вопрос, какие париемы могли использовать бойчихи за приз. Некоторые полагают, что это были бои, напоминающие "бои без правил", то есть применялись не только удары кулаками, но так же шли в ход ноги, применялись захваты, броски и тягание за волосы. Поединки практически велись без правил и без лимита времени, и самыми эффективным приемами были удары в лицо и царапанье лица и груди соперницы. Такой дикий бокс был особенно популярен среди ирландок самых низких слоев, и вполне естественно репортажи таких боёв никто не вёл. Но с принятием "правила пол-кроны", женские поединки стали больше похожи на современный бокс – соперницы наносили удары кулаками, главным образом, в лицо, стараясь так потрясти соперницу, чтобы она выронила монету (монета в полкроны имела в диаметре около трех сантиметров). Это было весьма остроумное нововведение, которое позволяло избежать диких хаотических действий, вроде царапанья и дергания волос, при этом вводился лимит времени. Эти правила превращали женские поединки в благородный спортивный бокс. И важно отметить, что это было читсто женское изобретение, в то время как кровавые мужские бои того времени заканчивались только нокаутами.

Как уже отмечалось, в старинных кулачных боях допускались элементы спортивной борьбы - захваты и броски. В 1794 году итальянский художник Лука Синьорелли создал гравюру "Двое мужчин дерутся, две женщины дерутся" ("Deux hommes nus luttant, et deux femmes nues luttant"), которая хранится в Лувре. Французский художник-гравер Амаде-Шарль-Анри Шам в работе "Женская борьба перед зрителями в Руане в 1868 году" изобразил двух одетых женщин, борющихся на арене перед зрителями-мужчинами. Мы не знаем, по каким правилам велось это единоборство и как определялась победительница. Зато другой французский художник, Жан Вебер ответил на этот вопрос в своем триптихе (1898-1901). Он изобразил яростную борцовскую схватку двух обнаженных женщин для группы зрителей, в основном женского пола. На борцовской арене стоит блюдо, на котором лежит несколько монет, брошенных зрителями. На третьей картине (слева) изображена схватка женщин-инвалидов: победоносная бойчиха схватила лежащую под ней соперницу за горло и бьет ее кулаком - что-то вроде современного боя ММА.

Как уже было сказано, британки начала 18-го века начинали свои кулачные бои на аренах для собачьих боёв, поэтому женские бои тогда называли кошачьими, в противоположность собачьим. Таким образом, первоначальный термин кетфайт относился к реальному кровавому и жестокому женскому бою за приз. Поскольку в тех боях применялись не только удары кулаками, их можно назвать боями "без правил", которые сейчас величают смешанными боевыми искусствами (в то время как тогда так называли владение несколькоми видами холодного оружия). Другими аренами женских боёв были бары, амбары и сараи. Когда Элизабет вышла замуж за Стокса, владельца призового ринга, она стала выступалть в его амфитеатре, и вероятно выступала больше как фехтовальщица, а не как кулачная бойчиха.

Таким образом, вполне справедливо считать британок пионерами рукопашного боя за приз "без правил". Более того, именно британки ввели благородные условия проведения боксерских поединков, которые уменьшали жестокость на ринге, насколько это возможно в кулачных боях. В связи с этим, Элизабет Вилкинсон-Стокс вошла в история не только как первая женщина – боец призового ринга, но также как изобретатель благородных правил бокса. И помимо этого, она была непревзойденной в единоборствах с различными видами оружия – квотерстаффом, кинжалом, мечом и каджелем.

Драчуньи
Комментарии Изабеллы Бредфорд и Сюзан Холлоуэй к картине КОллетта. 30 апреля 2013г.

Female Bruisers
"Драчуньи" работы Колетта
Щелните на изображение

По какой-то странной и необъяснимой причине зрелище дерущихся женщин завораживает многих мужчин. Я не знаю, связано ли это с разнузданными животными инстинктами или мужчины попросту надеются, что в драке будет разорвана одежда и женщины оголятся. Возможно, это привлекает мужчин как необычное зрелище, поскольку нормальные женщины в здравом рассудке не станут драться на кулаках. Так или иначе, но мужчины сбегаются посмотреть на любое зрелище, подобное борьбе в грязи или на сериал "Женская банда" (Mob Wives). В этом, конечно, нет ничего нового - картина "Драчуньи" (The Female Bruisers) Джона Коллетта датирована 1768 годом (справа) и стала популярнейшей гравюрой, без сомнения, красующейся на стенах многих таверн и пивных с целью привлечения клиентов-мужчин (как обычно, нужно щёлкнуть на изображение справа, чтобы увеличить изображение).

Как и во всех картинах Коллетта, здесь много деталей и много чего происходит. На картине изображены две кулачные бойчихи, скорее всего, проститутки, возможно старые соперницы, издавна враждовавшие. Дело происходит не в самом лучшем районе города - справа дом с винной лавкой, слева - верятно, бордель, в верхнем окне которого видна целующаяся пара. Внизу слува - пара орущих боевых петушков. Оборванная афиша на стене сообщает о спектакле "Враждующие королевы".

Драчунья слева выглядит более благополучной, с чистым вышитым передником. у неё элегантный браслет с часами на запястье. В пылу драки пелерина с горностаевой отделкой упала на мостовую сзади неё. Босая грязная как трубочисты парочка держит приз - горностаевую муфту. Видно, что в драке женщина понесла некоторый ущерб: у неё порвалась оборка на рукаве, её шляпа, лежащая на мостовой, надорвана, а её причёска слегка взлохматились.

Рядом с ней стоит мясник, вышедший из своего магазинчика на заднем плане, он предлагает что-то приложить к её разбитому носу, возможно, половинку лимона. При этом он похлопывает её по спине. Поверх рукавов его полосатого пиджачка надеты нарукавники, чтобы не испачкать его на работе (эти нарукавники пугающе напоминают нарукавники хирургов эпохи Георгов). На поясе у мясника небольшой передник.

Вторая драчунья не так хорошо одета, даже без учёта частей одежды, разорванных во время драки. Она не носит корсет, поддерживающий грудь, что подобает уважаемым женщинам, что позволяет мужчине, поддерживающему её сзади, сжать её грудь. Очевидно, что перед этим женщина была сбита с ног своей соперницей (нокдаун). Другая, более старшая женщина справа (вероятно мадам обеих девушек), рвётся в бой, но её сдерживает смеющийся мужчина в двууголке.

Там ещё присутствует пара девушек, увлечённо наблюдающих за происходящим, но большинство зрителей - мужчины разных сословий - от удивлённых джентльменов до выпялившегося простолюдина, которому в это время залезают в карман. Некоторые зрители выражают изумление, но большинство явно наслаждается зрелищем. Буквально слышатся выкрики: "Ну наподдай ей!".

Ещё пара саркастических свидетельств, позволяющие почувствовать колорит восприятия современниками женского кулачного боя.

Women fighting
Женский бой на голых кулаках
и с голой грудью. Ок.1970г.
Неизвестный автор.

Письмо в редакцию лондонской Таймс от 1 сентября 1852 года

Сэр,

- В сегодняшнем номере газеты "Дж,В" выражает удивление по поводу того, что не нашлось мужчины, который бы защитил женщину от озверелого мужика, сбившего её с ног. Этот корреспондент был бы еще больше удивлен, прочитав следующее:

- Около месяца назад я завтракал с семьей в Кензал-грин, когда я заметил скопление людей по-соседству с моим домом. Я попытался выяснить, что происходит. С большим трудом я это сделал. Толпа мужчин и женщин пришла из Пэддингтона для проведения кулачного боя за приз между двумя – нет, не мужчинами – между двумя женщинами!

Один из любопытных членов моей семьи умудрился увидеть, что происходило на противоположном конце лужайки. А там две оголенные до пояса бойчихи дрались на голых кулаках. Привели их туда мужчины , мужчины же организовали и судили поединок.

Женщины дрались около получаса. Одни говорили, что приз был пять шиллингов, другие – суверен (золотая монета). Некоторые передавали слух, что было договорено драться еще раз в другой день.

Я видел, как мужчины с триумфом вели назад победительницу, Я думаю, прочитав это, ваш кореспондент уже не удивился бы безразличию толпы в Паддингтоне.

Women fighting
Кулачная дуэль между
Мэйбел Хербетт и Мэмми Браун.

Вы, сэр, уже вывели мораль из того происшествия. Позвольте мне добавить, что некоторые пороки и преступления слишком постыдны, чтобы за это держать в чистой и сытой тюрьме. Давайте снова введем телесные наказания и пусть после порки на башках этих звероподобных останутся отметины, видимые всем.

Инцидент в Плезантвилле, Нью-Джерси. Национальная Полицейская Газета, 27 сентября 1890 года.
Источник: Night Stick

Мейбел Хербетт и Мэмми Браун сразились на кулаках из-за Джорджа Вудварта в Плезантвилле, Нью-Джерси

Две симпатичные дочери двух известных и уважаемых жителей Плезантвилла произвели сенсацию в этом городе. Девушки яростно дрались, и удивительно, что они при этом не гавкали и кусались как две сцепившиеся сучки. Если серьёзно, то обе девушки, влюбленные в Джорджа Вудварта, договорились разрешить их спор по правилам кулачного боя за приз.

Девушки проконсультировались со своими ближайшими подружками и пришли к выводу, что им не осталось ничего, кроме как решить с помощью кулаков, кому будет принадлежать Джордж. Было определено время и место "боя за приз", который должен был решить спор девушек.

Другие девушки с энтузиазмом отнеслись к этому, как и положено полным жизненной энергии девушкам, а в Плезантвиле жило много таких девушек. Местом проведения поединка был выбран заборошенный амбар на краю городка, в котором наспех соорудили ринг диаметром 16 футов (5м). Поединок был назначен на воскресенье, на три часа ночи. Разумеется, приглашены были только девушки, которые должны были совершить ночной побег из своих спален.

Стайка красавиц собралась в старом амбаре и наблюдала за поединком, обставленным в стиле благородного единоборства. Дуэлянтки набросились друг на друга и хорошо друг друга потрепали. Однако, увы, приз не достался ни одной из них...

Первоначальная версия: 30 июля 2008г.
Последнее обновление: 7 июля 2017г.

Эксклюзив Клуба Женских Ежиноборств

Источники (по-английски)

A History of Women's Boxing by Malissa Smith

Women’s Sports: A History" by Allen Guttman (Columbia University press, 1991)

Fair Fight: an illustrated review of boxing on British fairgrounds by Dr. Vanessa Toulmin (World’s Fair Ltd, London, 1999)

"Anecdotes of the manners and customs of London during the Eighteen Century"

Anecdotes of the manners and customs of London from the Roman invasion to the year 1700 by James Peller Malcolm, 1811

"Bare Fists: The History of Bare-Knuckle Prize-Fighting" by Bob Mee

Social Life & Customs in London. Book Reviews

Pierce Egan. Boxiana: sketches of ancient and modern pugilism, 1824

Eighteen Century boxing by Randy Roberts

'1720s English MMA Fighter: Elizabeth Wilkinson Stokes' by Christopher James Shelton

The Martial Chronicles: Fighting Like a Girl by John S. Nash.

History Channel: 'Fight Club: A History of Violence'

The Boxing Baroness

Lives of the Most Remarkable Criminals

'Disappearance: How Shifting Gendered Boundaries Motivated the Removal of Eighteenth Century Boxing Champion Elizabeth Wilkinson from Historical Memory' by Christopher Thrasher,

Fight Club: A History of Violence

The bloody world of Georgian female boxing

Prize fighting
"Женская драка времен Георга"
Фрагмент документального фильма
"Бойцовский клуб - история насилия"

Художественный взгляд на Элизабет Вилкинсон-Стокс, её боевых современниц и других женщин - кулачных бойцов

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА

Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

Female fight in the 18th Century
in the documentary "History of Violence".
UK TV Play

Female fight in the 18th Century
in the documentary "History of Violence".
Telegraph

Female fight in the 18th Century
in the documentary "History of Violence".
Viasathistory

Female fighter (Elizabeth Wilkinson-Stokes) and a spectator.
18th Century. Documentary "History of Violence".
UK TV Play

Female fighter. 18th Century. Documentary "History of Violence".
UK TV Play
Pugilist
This is how Pauline Goodwyn, an artist and a professional in historical clothing, thinks Elizabeth Stokes might look like in her outdoor training.
Bare knuckled fight
This is how Pauline Goodwyn envisages an old female prize fight.
From DeviantArt
Bare knuckled fight
Underground bare-knuckle prizefight in the Regency era
Artwork by Pauline Goodwyn. Collection DeviantArt
Pugilism
Female pugilist. Artwork by Andy Moore.
Reprint from the album SublimeSavagery
Pugilism
Bare knuckle fistfight. Artwork by Andy Moore.
Reprint from the album SublimeSavagery
Pugilism
Fight in the barn.
"Female prize fighters competed topless in skirts.
Composition based on artworks of Calvados
Pugilism
"The fists ready to work".
"Female prize fighters competed topless in skirts."
Composition based on artworks of Daniel Pascarelli
Pugilist
Elizabeth Stokes has defeated an opponent in a quarterstaff bout.
By Gina
Fidtfight in a fish market
Fistfighting in a fish market
in Billinsgate
"Tom and Bob taking a survey after a nights' spree",
Sketch by Henry Thomas Alken. 1820
From the resource Pastpages
Fistfight. Miseries of London
Street Fight. Series "Miseries of London" by Thomas Rowlandson. 1807
From MagnoliaBox
Transgender fight
Political satire on the king George IV and the shift of gender roles.
Transgender Chevalier d'Éon spent the first half of his life as a man and the second as a woman. As a woman he had a fencing match with Chevalier de Saint-George
Future king George IV is shown with both persons
Sketch by Isaac Cruikshank, 1789.
Trustees of the British Museum. From HistoricEngland
Fencing match
Fencing match between the Chevalier de Saint-George and the Chevalier d'Éon at Carlton House on 9 April 1787
Painting by Alexandre-Auguste Robineau (1747-1828). C.1787-9
From Royal Collection
Female Bruisers
"The Female Bruisers" by John Collet, 1768. Canvas.
Museum of London. From Page of Stuart S. Laing
Female Bruisers
"The Female Bruisers" by John Collet, 1768. Color version.
Museum of London. From Two Nerdy History Girls
Sal Dab giving Monsieur a reciept in full
"Sal Dab giving Monsieur a reciept in full."
Satire against the French, with a fist fight between an English fish-wife on the right, and a Frenchman; in a cobbled street, with three bystanders including a fishwife who holds out a lobster to pinch the foreigner's bottom. May 1776
Mezzotint with hand-colouring. British Museum
Undercard match
"Роль женщин в боксе". Гротескная гравюра Томаса Роуландсона. 1811г.
Во время боксёрского поединка в знатном доме две дамы, болеющие за разных боксёров устроили свой параллельный бой.
Любопытно, что бой мужчин вызвал разные реакции у дам: восхищение, обморок и драку.
Из книги Вернера Зоннтага "Kampfes Lust. Über die Erotik der Körperbegegnung im Zweikampf." (Вожделение к борьбе. Эротические ощущения от единоборства).
Verlag Laufen und Leben, Ostfildern 2002
Pugilists
Ladies' fight. 18th century satirical engraving

"Women fistfighting in front of a male crowd." Police Gazette.
Strange Company
Outdoor Pugilism
'Can't Make Scratch'
"Back in the 1700 and 1800's in England, when a fighter is knocked down they have to get back to a scratch mark in the center of the dirt ring in a short period of time, in order to continue fighting."
From Drew Hammond's collection
Knockout
Theatrical knockout
Theatrical boxing
Theatrical boxing
Knockout
Fistfight under the bridge and praise of the winner.
Illustration from 'the National Police Gazette', 1870s-90s
Pugilism
Female pugilism in the dark.
Fragments of artworks by Faustino Perez
Joyce Carol Oates: "Professional boxing... survives as the most primitive and terrifying of contests:
two men, near-naked, fight each other in a brightly lit, elevated space roped in like an animal pen."
The Cruelest Sport
Pugilism
Female pugilism in the dark.
Fragments of artworks by Faustino Perez
Pugilism
Female pugilism in the dark.
Fragments of artworks by Faustino Perez
Women fistfighting
Girls fistfighting for a prize. 19th century.
Artwork by Andy Moore. Collection by Drew Hammond
-->
Pugilism
Bare knuckle fight in the ring. Illustration by Andy Moore
"Maids bare their bosoms and box it out bare knuckled for the pleasure of spectators.
In a time when the boxing was tough and the women tougher it's brutal bare-chested fist fighting for honor and money."
Pugilism
Wild West fistfight. Illustration by Andy Moore
Pugilism
Women's Bare Knuckle match
From Drew Hammond Collection
The very pulse of the work is intensely desperate: the fighters are probably poor and needing the bit of money one could get from such a combat. The crowd, working-class and frustrated by its long and hard week of work, is desperate for the catharsis that the blood and violence will bring.

Закрыть ... [X]

Они делали историю. Бойцы призового ринга (Клуб) Браслет плетение роза отзывы

Причёска полная корона 7 фактов, которые надо узнать перед тем, как сделать татуировку
Причёска полная корона Болеро, шали, накидки, пелерины
Причёска полная корона Выбор специальности и колледжа
Причёска полная корона Вышивка в три нити что это и как определиться с цветовой
Причёска полная корона Детские праздники на скалодроме в Минске
Причёска полная корона Директор колледжа
Причёска полная корона Как подарить игру, фильм или музыкальный альбом с iPhone
Причёска полная корона Как правильно чистить зубы? Азбука здоровья
Киста на десне: причины, симптомы, лечение Конкурсы ОПТИОН Аппараты для маникюра и педикюра, фрезы Ранок з Україною смотреть новые выпуски онлайн / Телеканал Свадьба брата. Что подарить кроме денег? форум Статусы про женщин со смыслом Уход - это. Что такое Уход?