С архитектурой связаны виды искусства

Капители различных архитектурных ордеров Архитектура (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.

Между архитектурой, живописью и скульптурой есть существенная разница: архитектура пользуется почти исключительно геометрическими формами и только в орнаментике прибегает к органическим формам; живопись же и скульптура изображают преимущественно животные и растительные формы и лишь в аксессуарах обращаются к формам архитектурным, т. е. геометрическим.

По своей подчиненности известным математическим законам в области пропорций архитектура ближе всего подходит к музыке, которая подчиняется также математическим законам в области звуковых соотношений; в этом смысле архитектуру очень удачно называют "каменной" или "застывшей" музыкой. Каждое художественное произведение заключает в себе два основных элемента — отвлеченную идею и вещественное ее представление, т. е. иными словами сущность и форму. Соединение этих элементов в одно согласное целое представляет цель искусства; и если эта цель достигнута, то произведение безусловно может быть названо изящным. Следовательно, всякое изящное архитектурное произведение должно своим внешним представлением вполне обнаруживать внутренний смысл и назначение здания. В силу этого закона нельзя, например, церкви придать наружный вид театра или одноэтажному внутри зданию придать двухэтажный фасад.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений и другая недвижимость), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

В отличие от конструирования и строительной техники, архитектура как искусство поднимается до уровня художественного обобщения и выражения представлений человека о пространстве и времени, строении Вселенной, смутного ощущения Вечности и своего места в зыбком и преходящем материальном мире. Поэтому архитектура как художественное творчество в строительных (конструктивных) формах принципиально символично. Как литературу не следует отождествлять с письменностью, так и архитектуру нельзя путать со строительством.

Многие исследователи архитектуры, подчеркивая важное значение приставки "архи", обозначающей "высшую степень чего-либо" (в данном случае строительного искусства), тем не менее определяют архитектуру весьмапрагматично, утилитарно, как "систему материальных структур, формирующую пространственную среду для жизни и деятельности людей". Подобное определение, по меньшей мере, односторонне. Обычная оговорка, что "наряду с утилитарными вопросами архитектура решает также идеологические, социальные и эстетические задачи", еще хуже, поскольку, не делая различий между эстетическими и художественными функциями архитектуры, вообще лишает это искусство художественного смысла.

Теоретик архитектуры А. И. Некрасов в свое определение архитектуры как "вместилища жизни" вкладывал философское содержание и подчеркивал, что возникающее в результате деятельности архитектора "разрешение пространства во имя жизни" приводит к тому, что и само пространство, и объем, и масса "воспринимаются как-то специфически", нереально, образно, а это и является "существом архитектуры". В этом смысле не камень или дерево, а пространство и время являются материалом искусства архитектуры; ее художественными средствами — движение, метр, ритм.

Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную  композицию, "очеловеченную" форму.

В длительном историческом процессе "символизации" материальных форм выделяются качественно различающиеся этапы. Используя разные материалы и технические приемы, человек создает некую строительную конструкцию. Можно придать этой конструкции зрительную целостность, уравновешенность, ясность членений, завершенность. Эти качества мы называем тектоническими, они имеют эстетическую, но не художественную природу.

На основе только строительной конструкции (функционального типа структуры) художественный образ создать нельзя. Для этого требуется не прагматическая, утилитарная, с архитектурой связаны виды искусства а иная, духовная тема. К примеру: преодоление физической тяжести или сопротивление нагрузке — тектонический (эстетический) образ, а полет души, вознесение к небу — художественный. Здесь и проходят границы архитектуры как вида художественной деятельности, отличия ее от эстетического формообразования в технике — дизайна. Формы могут использоваться одни и те же. Следовательно, различие не в формах, а в самом содержании искусства. Но это различие также непостоянно, оно изменчиво и подвижно в конкретных разновидностях строительной деятельности. Поэтому с формальной стороны границы архитектуры как вида искусства размываются; архитектура может превратиться в простое утилитарное формообразование, в отдельных случаях такие сугубо утилитарные сооружения могут обретать свою эстетику ("промышленная архитектура",конструктивизм), но так или иначе в поисках собственной выразительности архитектура стремится к изобразительности.

В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, – тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения, – жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т.д., в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов). Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов, пригородных коттеджных поселков, планирование архитектуры малых форм, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.


В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания, строительная керамика — материалы и изделия из керамики, применяемые в строительстве. По назначению керамические материалы и изделия делят на следующие виды: стеновые изделия, кровельные изделия, элементы перекрытий; изделия для облицовки фасадов, изделия для внутренней облицовки стен, заполнители для легких бетонов, теплоизоляционные изделия, санитарно-технические изделия, плитка для пола, дорожный кирпич.


К стеновым изделиям относятся кирпич, пустотелые камни и панели из них. Кровельные изделия — черепица. Элементы перекрытий; изделия для облицовки фасадов — это лицевой кирпич, малогабаритные и другие плитки, наборные панно, архитектурно-художественные детали. Изделия для внутренней облицовки стен - глазурованные плитки и фасонные детали к ним (карнизы, уголки, фигурные окна, пояски). Заполнители для легких бетонов — керамзит, аглопорит. Теплоизоляционные изделия — ячеистая керамика, перлитокерамика и др.

Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.

Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во второй половине 20 века социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

 

Архитектор — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Основные области архитектуры

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя

  • творческий процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта


Градостроительная деятельность

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства.

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

  • Архитектура приобретает первостепенное значение.
  • Архитектура предрешает судьбу города.
  • Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана.
  • Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель… занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:
  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • архитектурно-строительного проектирования,
  • строительства,
  • капитального ремонта,
  • реконструкции объектов капитального строительства.

Урбанистика

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.


Ландшафтная архитектура

Life Mounds at Jupiter Artland. Арх. Чарльз Дженкс Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Интерьер Galleria Department Store, Сеул. Арх. UNStudio Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

 

Архитектура малых форм

Красно-синий стул. Арх. Геррит Ритвельд Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (ограды), мемориального характера (надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства ( фонари), объекты-носители информации (стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

Макет Marina Bay Sands. Арх. Моше Сафди «Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.


Архитектурный стиль

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли.

Принято выделять архитектурные стили глобального значения:

  • Первобытная архитектура
  • Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
  • Романский стиль. X—XII вв.
  • Готика. XII—XV вв.
  • Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
  • Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
  • Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
  • Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.
  • Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
  • Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
  • Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
  • Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
  • Постмодернизм. С сер. XX в.
  • Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
  • Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
  • Динамическая архитектура. С нач. 21 века

 


История архитектуры

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, а также как произведения искусства. Исторические цивилизации часто отождествляются со своими архитектурными достижениями.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

Архитектура как искусство представляет собой последовательное преображение утилитарной строительной конструкции — создание на ее основе эстетически выразительной целостности (тектоники), а затем и художественного образа отвлеченных идей (архитектоники), имеющих смысл, далеко выходящий за границы прагматической потребности укрытия, защиты от стихии и даже гармонизации жизненного пространства.

Эта имманентная, внутренняя тенденция развития имеет исторический характер. Она аналогична тенденции превращения простых утилитарных вещей — орудий труда, быта, охоты — в произведения прикладного искусства, а затем и в декоративные композиции, изначальная утилитарная функция которых "снимается" самим процессом развития, художественно преображается и становится символичной.

Многообразие типов и видов архитектурных сооружений, их практического назначения, различия используемых конструкций и материалов не могут скрыть однонаправленность исторического развития, в котором прослеживается главная цель — художественное преображение действительности. Следовательно, и специфика художественного творчества в архитектурных формах заключается не в их конструктивности, гармоничности, прочности или удобстве, а в ином — особенном духовном содержании.

Художественный смысл архитектуры раскрывается в преданиях "вольных каменщиков" — масонов — о "первом архитекторе" — Хираме из Тира, строителе Храма Соломона в Иерусалиме. Его убийство тремя учениками после окончания строительства — символ "захоронения Великих тайн" в архитектурных формах.

Древние зодчие придавали своему ремеслу магический смысл и вкладывали в него унаследованные от предков эзотерические (тайные) знания о Вселенной. Как правило, они совмещали в одном лице жреческие и архитекторские функции. Именно таким человеком был Хеси-Ра (егип. Hesi-Ra — "Отмеченный Солнцем"), египетский жрец бога Гора эпохи фараона Джосера (ок. 2800 г. до н. э.). Предложена гипотеза, во многом подтверждаемая фактами, что Хеси-Ра был наставником Имхотепа, строителя пирамиды Джосера, и он владел секретами расчета пропорций (названных впоследствии "Божественным", или золотым сечением) и правилом "Египетского Священного Треугольника".

Позднее и масоны, размышляя над композицией здания, видели в ней "Дух Космической красоты", а сам процесс строительства был связан с обрядом Посвящения в Великие тайны и символизировал познание единства Высшего, идеального, и низшего, материального, миров. Изощренность египетской и масонской символики невольно наводит на мысль, что этому искусству должно было предшествовать длительное развитие, возможно и в иных, неизвестных цивилизациях.

Первые постройки человека помогали ему лишь элементарно ориентироваться в пространстве — при помощи камней (менгиров), столбов, стенок, коридоров. Но столбы и крыша над головой, как и пещера, это только укрытие, а не архитектура.

Строительная конструкция со временем может стать весьма совершенной, прочной, надежной и даже изысканной по форме, иметь "украшения" — это ее эстетические качества, она может выполнять многие функции, но так и остаться "искусством строительства".

Архитектура как метод художественного творчества возникает от того, что человеческий разум имеет врожденную от Бога потребность, познавая мир, выражать себя, свои чувства, мысли, представления о Бесконечности, слагающиеся из конечных форм. Поэтому строительная конструкция — функциональный тип структуры, а архитектурная композиция — художественно-образная целостность.

А. Хильдебранд (Гильдебранд) определял "архитектоничную форму" как особую целостность "функциональных и пространственных ценностей", художественный смысл которой состоит в единстве "двигательных представлений" и "зрительных впечатлений". Другими словами, это особенное "единство", выраженное наглядно, материально, одновременно реально и ирреально.

В. Гюго в романе "Собор Парижской Богоматери" сравнивает архитектуру с каменной книгой: "Сначала это была азбука. Ставили стоймя камень, и он был буквой...Позднее стали составлять слова...".

В античности искусство архитектуры олицетворял мастер Диоп (Diopos — очевидна связь его имени с названием инструмента для измерения угла зрения и высоты предметов). Существуют предположения (им трудно возражать), что композиции древнейших сооружений строятся на "соответствиях" религиозных (символических) представлений о мироздании и строительных "моделей организации пространства". Отсюда двойственность их первичного замысла и "вторичных символических значений" отдельных элементов, форм, красок, материалов.

Кромлех СтоунхенджВ самых ранних сооружениях — кромлехах ("круговых камнях", 3—2-е тыс. до н. э.) и наиболее известного из них — Стоунхенджа в Англии — отчетлива эта двойственность: магический смысл композиции и ее утилитарное использование для астрономических наблюдений и физических опытов.
Знаменитые вавилонские зиккураты ("небесные вершины"), ступенчатые пирамиды — культовые сооружения, но их происхождение объясняют воспроизведением еще более древних горных обсерваторий, недаром зиккураты состоят из семи ступеней, что символизирует число небесных сфер.
Китайские пагоды и мусульманские минареты, не менявшие своей формы в течение многих веков, происходят от сторожевых башен. Буддийские ступы с функциональной точки зрения считаются храмами, хотя вообще не являются архитектурой в европейском смысле этого слова, поскольку представляют собой монолит; лишь внизу у них имеются реликварии, ниши для скульптур (в относительно редких случаях — святилища), а навершия именуются: "молодой лотос", "бутон банана"...
Таковы и египетские пирамиды — величайшие "архитектурные" сооружения древности, но по их внешнему виду нельзя догадаться о том, что находится внутри, размеры и форма не соответствуют функции гробницы, конструкции нет (в данном случае она тождественна композиции) и об их назначении до сих пор идут споры. Колонны древнеегипетских храмов в виде связанных пучков папируса или цветов лотоса изображают лес — их количество и способ расстановки не связаны с функцией опоры перекрытия. Пилоны египетского храма, оформляющие вход, не раскрывая своей функции, просто его загораживают. Зато своими наклонными боковыми сторонами пилоны изображают форму глинобитных построек, от которых они происходят.

Академическая традиция приписывает античной, прежде всего древнегреческой, архитектуре идеал гармонии функции, конструкции и формы. Грекам действительно удалось создать классическую форму колонны и выразить в ее рисунке идею опоры. Они даже придали этой опоре антропоморфный смысл, уподобив ее фигуре человека. Но во всех типах древнегреческих храмов несущим конструктивным элементом является массивная стена, а "прозрачные колоннады" лишь зрительно оформляют связь монолита здания с окружающим пейзажем. Как тонко подметил Г. Земпер, четыре столба по углам (без стен и перекрытия) уже создают образ убежища, но именно зрительный образ, а не реальную конструкцию. В сущности художественная функция колонны родственна омфалосу — каменному монолиту, символизирующему центр земли в храме Аполлона в Дельфах.

Земпер, рассуждая о "языке символов" в архитектуре Древней Греции, высказывает мысль, что в древнейшем искусстве различные плетения, ковры (Gewand) в качестве вертикальных завес на элементарной конструкции из шестов или столбов символизировали зрительное разделение пространства, а каменная стена (Wand) появляется позднее, лишь как вторичное средство придания прочности этому символу.

Если же вернуться к роману Гюго, то далее мы читаем: "Время — зодчий, а народ — каменщик... Символы переросли простые сооружения, чтобы развернуться, символу потребовалось здание... Столп — символ буквы, свод — символ слога, пирамида — символ слова...Величайшая книга — это Кёльнский собор".

Среди наиболее показательных в этом отношении примеров — египетская колонна с невидимой снизу маленькой абакой, благодаря которой кажется, будто потолок храма, расписанный золотыми звездами по синему фону, не опирается на колонны и парит в небе. Колонны, стилизованные под связанные стебли лотоса и папируса, расставлены таким образом, что с любой точки зрения между ними нет просветов, в результате чего возникает картина сплошного леса, зарослей.

В античной архитектуре, даже в наиболее конструктивном дорическом ордере, все детали — капитель, каннелюры, энтасис — не выражают, а именно изображают действие сил опоры. Ведь колонна, соединенная из отдельных мраморных барабанов с помощью деревянных штырей, не требует ни энтасиса, ни каннелюр, которые вытесывались на колонне в собранном виде. Расширение наверху, будто бы необходимое для перераспределения нагрузки, в форме плиты, освобождалось от тяжести с помощью зазора между абакой и архитравом.

Эолийская капитель в форме распускающегося цветка имеет двойственное, конструктивное и изобразительное, происхождение, благодаря чему, как и позднейшие формы ионической и коринфской капители, обретает метафорический


Закрыть ... [X]

Экзаменационный билет 12 Специфика архитектуры как вида искусства Антикварные ручную работа

С архитектурой связаны виды искусства Архитектура как вид изобразительного искусства Студопедия
С архитектурой связаны виды искусства Темы «Архитектура как вид искусства» в 5-м классе
С архитектурой связаны виды искусства 3. Пространственные виды искусства. Архитектура
С архитектурой связаны виды искусства Виды искусства и их классификация АРХИТЕКТУРА
С архитектурой связаны виды искусства Архитектура как вид искусства
С архитектурой связаны виды искусства Искусство
С архитектурой связаны виды искусства Cвязать свитер женский спицами схема молодежный 2015
С архитектурой связаны виды искусства Айсинг для кружева рецепт
Алмазная вышивка Картина стразами Лавандовое поле Алмазная живопись Виды ниток мулине Выкройка юбки, 100 лучших - Алимеро Вяжем крючком коврик-мандалу. Часть 1 - Ярмарка Мастеров - ручная Вязаные тапки-танки крючком Две нитки Грибной суп (грибница) - Фото-рецепты пошагового приготовления